Северин Боэций является один из родоначальников и основоположников ранней схоластики, помимо этого он может быть известен современным исследователям данного периода и периода античной философии, как переводчик главных трудов Аристотеля. Боэция за его главный труд «утешение философией», в которой он пытался разрешить вопрос о природе зла, приговорили к смертной казни. Природа мира состоит из гармоничного движения вещей. В неоплатонической традиции этот порядок раскрывается, как иерархия больших и малых благ, в которой Бог является основополагающей и первоначальной силой всякого движения. Таким образом, как следует из анализа вышеприведенных слов, мы можем утверждать, что в мировоззренческой системе Боэция- зло это необходимый элемент поддержания сил в Божественной вселенной. Зло не может происходить само по себе, оно имеет четкое основание в причине и зависимости и более того, проведение предполагает проявления даже явного зла, если оно свершается в благих целях.
Но если говорить о концепции мира и строения вещей в мире, в котором любой конечный шаг определен Богом, то мы замечаем, что перед нами встает проблема совместимости такого учения со свободой воли. В таком случае «и праведники, и грешники руководятся не своей волей, а принуждаются неизбежным предопределением». Для разрешения вопроса между свободой воли и божественным предопределением Боэций обращается к вечной спутнице- философии, которая в его работе принимает образ женщины. Философия учит тому, что свобода воли необходимо должна существовать, в силу наличия разума, с помощью которого мы понимаем или учимся понимать разницу между отвратным и добрым. В его концепции Бог имея представление о времени вне рамок нашего временного пространства, другими словами, представляя все: и будущее и прошлое в настоящем, — способен видеть все времена в единстве и знать наперед о событиях, но при этом оставлять позицию суждения или оценки. Он может наблюдать на сотворённый мир, но у него нет необходимости приносить предопределенность в порядок вещей: «Божественное предзнание не изменяет природы и свойств вещей, оно только в своем настоящем видит все таким, каким-то станет в будущем, и не выносит о вещах неясных суждений, но одним взором своего разума распознает, что произойдет в будущем – будь то по необходимости или нет». Свобода воли вступает в особые отношения с Божьим провидением, к примеру, сущесвтуют такие свободные решения, для которых необходимостью является лишь Божье знание о них, а есть события, которые четко предопределены решением Господа нашего. «Без сомнения, будет существовать все, что Бог предзнает как будущее, но кое-что из этого зависит от свободы воли». Бог так же знает и о намерение изменения желания и действия, таким образом предопределенным обязательным является знание Бога о нем, это происходит так, если мы говорим о действиях одного определенного рода.
Как замечает автор статьи по данной теме В.В. Печатнов «Тем самым «свобода человеческой воли остается нерушимой», дурные люди действуют по своей воле и будут справедливо наказаны Богом. Хороших же людей ждет справедливое вознаграждение, и потому добрые дела никогда не бывают напрасными. ≪Поэтому, – заключает Философия, – отвернитесь от пороков, заботьтесь о добродетели, устремите свой дух к праведным надеждам, вознесите к небу смиренные молитвы≫. Это подтверждение сохраняющейся свободы и обоснованности надежды успокаивает узника. Такое решение проблемы Провидения и свободы воли, возможно, не является неоспоримым, но этот синтез представляет, пожалуй, самый оригинальный и ценный вклад Боэция в религиозную философию своего времени.»
Поздняя схоластика в нашей работе будет представлена изучением и изложением мыслей трудов Фомы Аквината. Его схоластические исследования являются основополагающими в традиции христианского предопределения. Но при этом, следует обозначить разницу между предопределением и провидение. Провидение- есть четко сконструированные движение от вещи к ее цели: «Всякое благо, наличествующее в сотворённом, сотворено Богом. В сотворённых вещах благо усматривается не только в их субстанции, но также и в том, как они упорядочены относительно цели, в особенности же – относительно их конечной цели, каковая суть … божественная благость. Это благо порядка, существующее в сотворённом, также сотворено Богом. А поскольку Бог обусловливает вещи через посредство Своего ума, поскольку [далее] отсюда понятно, что образ каждого следствия необходимо имеет в Нём своё предбытие… то необходимо чтобы образ упорядоченности вещей к их цели [также] имел своё предбытие в божественном уме; а образ упорядоченных к цели вещей, строго говоря, [и есть] провидение». Порядок, предусмотренный Богом, не может быть поколебим каким-либо одиночным происшествием или случаем. Зло же есть допущенный Богом изъян, выявляющий совершенство блага. Свободная же воля в человеческой природе присутствует лишь по причине действия и предопределения Господом.
Фома Аквинский основывает свои учения так же на тех выводах, что человек, по своей природе, не способен дойти до спасения и именно поэтому его движение к ней должно быть направленно высшими силами извне. По сути, эпоха реформации выстраивает свое учение на словах Аквината о том, что есть определенная предопределенность в спасении, то есть само по себе спасение не зависит от деятельности в миру, поскольку уже существует предопределенность спасения. Некоторые ученые отмечают за Фомой Аквинским такую особенность: «Однако метафизическая глубина рассуждений Аквината не давала богословской ясности в учении о спасении, особенно в вопросе о том, насколько необходимы таинства, молитвы и добрые дела для спасения, если оно предопределено.».
По сути, изученный нами вопрос предопределения или вопрос о свободе воли в средневековой традиции заканчивается с Реформацией, традицию которой мы изучим в следующей главе, а настоящую мы закончим цитатой о все большем переходе к принципу предопределения: «знание Богом будущего и Его провиденциальные решения образуют замкнутый круг в объяснении: каждое объясняет другое и само объясняется через другое»
Понятие предопределение в интеллектуальной традиции Средних веков и Нового времени. (до Просвещения вкл.)
- Виктория Нестерова
- Религия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктория Нестерова
Окончила КФУ, факультет социально-философских наук и массовых коммуникаций. По специальности работаю 10 лет, написала 5 научных статей и работаю над созданием монографии. Поскольку на основной работе я занята не все 5 дней, в свободное время подрабатываю на этом сайте. Помогаю студентам в написании дипломных, курсовых и других аттестационных работ. люблю работу за то, что могу делиться знаниями и просвещать студентов по дисциплине «Религия и мифология».