Понятие «культурного шока», возможные последствия и методы адаптации к чужой национальной культуре - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Понятие «культурного шока», возможные последствия и методы адаптации к чужой национальной культуре

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Исследование британского психолога Д.Б. Мамфорда является одним из немногих работ, цель которых – изучение факторов и обстоятельств, влияющих на культурный шок волонтеров. Исследование проводилось в 1998 г., в первые недели пребывания 475 респондентов в 27 странах. Опросник Д.Б. Мамфорда основывается на шести аспектах, предложенных Р. Тафтом. Некоторые вопросы были добавлены в опросник, составленный автором на основе самоотчетов нескольких сотен визитеров во время пребывания в другой культурной среде. Многие из респондентов писали о тревожности и чувстве неловкости в социальном взаимодействии, о периодически возникающих недоверии и фрустрации.
В результате исследования Д.Б. Мамфорд представил 12 симптомов (аспектов) культурного шока:
общее чувство напряжения от усилий при адаптации к другой культуре;
тоска по семье и друзьям;
принятие местным населением;
желание убежать от окружающей действительности;
отвращение или шок по отношению к новой культуре;
проблемы с ролью и идентичностью в новой культуре;
чувство беспомощности и утраты контроля при столкновении с новой культурой;
усилия, предпринимаемые для того чтобы быть вежливым с принимающей стороной;
неприятные ощущения от окружающих пристальных взглядов;
тревожность и неловкость при встречах с местным населением;
ощущение того, что люди тебя обманывают при покупке товаров;
понимание жестов и мимики при встречах с представителями принимающей страны.
Очевидно, что симптоматика культурного шока довольно разнообразна. Разнобой в описаниях симптомов культурного шока обусловлен, с одной стороны, тем, что большинство концепций носит дескриптивный характер, а с другой – отсутствием попыток классифицировать симптомы, используя существующую теорию стресса, несмотря на то, что термин «стресс аккультурации» активно применяется в науке вместо понятия «культурный шок» на протяжении последних двадцати лет.
Начало данной традиции положил канадский психолог Дж. Берри. Использование концепции стресса позволило исследователям рассматривать культурный шок в контексте преодоления стресса и изучать копинг-стратегии выезжающих за рубеж (временных переселенцев и мигрантов). Наибольшее влияние на этот подход, по меткому замечанию К.Уорд, оказала концепция Лазаруса и Фолкмана. Стратегии преодоления стресса аккультурации изучались, например, у британских экспатриантов в Сингапуре, где были выявлены доминирующие стратегии преодоления стресса: конфронтация, избегание, принятие и поиск социальной поддержки.
На мой взгляд, симптомы культурного шока также целесообразно классифицировать на основе стрессовой симптоматики, проявляющейся в разных сферах психики. К симптомам стресса относят:
в эмоциональной сфере – эмоциональный подъем или, наоборот, обострение тревоги;
в когнитивной сфере – восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной;
в мотивационной сфере – мобилизация сил или избегание, потеря мотивации и интересов;
в поведенческой сфере – изменение активности, привычных темпов деятельности.
Таким образом, при анализе симптомов культурного шока необходимо учитывать сдвиг интенсивности процессов в той или иной сфере в сторону увеличения или уменьшения. Концепция общего адаптационного синдрома позволяет не только идентифицировать негативные последствия культурного шока, но и выделить положительные аспекты, которые наблюдаются, к примеру, в эмоциональной сфере. Эмоциональный подъем, интерес, воодушевление и энтузиазм при перемещении в инокультурную среду отражают объективную реальность психологии человека и зафиксированы в многочисленных записках путешественников, самоотчетах и наблюдениях за визитерами.
Рассмотренные симптомы культурного шока можно условно подразделить на психологические, соматические и поведенческие.
Соматические симптомы культурного шока: физический дискомфорт и неприятные ощущения (головная боль, изжога, повышение артериального давления, боли в мышцах, спине и т.п.).
Поведенческие симптомы культурного шока: нарушение аппетита (переедание или потеря аппетита); расстройства сна; чрезмерное потребление алкоголя, наркотических средств, лекарств; чрезмерно частое мытье рук и озабоченность вопросами санитарии.
Используя концепцию интегративных психических образований В.Н. Панферова, можно представленное многообразие психологических симптомов культурного шока разделить на аффективную, регуляторную, коммуникативную и рефлексивную сферы:
аффективная сфера – эмоции (удивление, гнев, отвращение, презрение, страх, печаль), эмоциональные состояния (паника, тоска, фрустрация, тревожность, депрессия);
регуляторная сфера – снижение концентрации внимания, утрата контроля, ощущение непреодолимости препятствий;
коммуникативная сфера – отвержение со стороны представителей принимающей культуры и/или отвержение человеком представителей принимающей культуры, избегание и, как результат, конфликты, изоляция, одиночество;
рефлексивная сфера – негативный образ Я, ролевая диффузия, потеря идентичности.
Такова более расширенная классификация симптомов культурного шока, которая обозначает основные категории и остается открытой – при необходимости ее можно дополнять другими симптомами.
Подводя итоги, следует отметить, что анализ зарубежных исследований по данной проблеме обнаружил отсутствие единой классификации симптомов культурного шока. В большинстве случаев работы, затрагивающие симптомы культурного шока, носят описательный характер и дублируют концепцию К. Оберга. Представляется важным и перспективным проведение дальнейших исследований, направленных на изучение симптомов культурного шока в различных культурах на разных группах испытуемых. В теоретическом плане накопленные данные по проблеме культурного шока позволяют систематизировать симптомы на основе теории стресса – выделить и негативные, и позитивные аспекты состояния человека при перемещении в другую культурную среду.
Предложенная классификация, в которой симптомы культурного шока подразделяются на соматические, поведенческие и психологические, является попыткой обобщить накопленные данные и может быть использована как в исследованиях, посвященных симптоматике культурного шока, так и при проведении индивидуальной или групповой консультационной работы с гражданами, выезжающими за рубеж, для оптимизации их вхождения в новую культурную среду.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Валерий Авдеев
Валерий Авдеев
Более 12 лет назад окончил КНИТУ факультет пищевых технологий, специальность «Технология продукции и организация общественного питания». По специальности работаю 10 лет, за это время написал 15 научных статей. Являюсь кандидатом наук. В свободное время подрабатываю в компании «Диплом777», занимаясь написанием курсовых и дипломных работ. Люблю помогать студентам и повышать их уровень осведомленности в своем предмете.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜