Основной целью исчисления (калькуляции) себестоимости продукции считается оценка рентабельности производства в целом и отдельных видов выпускаемой продукции в частности. Помимо этого, себестоимость продукции позволяет устанавливать отпускные цены на товар (включая оптовые), вести внутрипроизводственный хозрасчет и даже исчислять национальный доход в масштабах целого государства.
Анализ себестоимости продукции предполагает необходимость расчета величины затрат на производство и реализацию продукции, определение факторов, на нее влияющих, а также изыскание способов ее снижения. Основной целью подобного анализа считается определение вероятности повышения эффективности работы предприятия посредством более целесообразного расходования и использования ресурсов материального, трудового и финансового порядка.
Сам анализ себестоимости продукции может проводиться по различным направлениям. Так, например, анализу могут подвергаться затраты в расчете на 1 рубль товарной продукции, отдельные статьи затрат, себестоимость единицы продукции и пр. В некоторых случаях анализ может осуществляться по статьям калькуляции или экономическим элементам. Каждый из методов отличается своими особенностями, имеет определенные преимущества и недостатки. Единой общепринятой методологии анализа себестоимости продукции в настоящее время не выработано.
Так или иначе, можно выделить общий алгоритм, используемый в процессе анализа себестоимости продукции. Согласно ему изучение и анализ себестоимости осуществляется по следующей схеме: прежде всего, определяются отклонения показателей фактической себестоимости от плановых показателей и сходных показателей прошлых лет; далее производится оценка трансформации структуры себестоимости, определяются изменения удельных весов некоторых статей затрат и воздействие этих факторов на начальный результат. Также определяются статьи затрат, имеющие максимальный вес в себестоимости, а анализ по ним осуществляется выбранными методами из представленных ранее. [19, с. 84]
Основные пути снижения издержек производства:
1) повышение качества и технического уровня производственного процесса – включает автоматизацию циклов, модернизацию техники, снижение материалоемкости товаров, механизацию процессов, использование новых видов сырья, проверку технологических процессов на соответствие нормативам, отсутствие сбоев и простоев.
2) совершенствование организационной и управленческой системы производства – включает улучшение производительности труда, сокращение управленческих и транспортных расходов, повышение долговечности и надежности рабочего оборудования, совершенствование снабженческих операций и пр.
3) изменение и оптимизация структуры производства – включает снижение постоянных затрат за счет роста выпуска готовой продукции, изменение размещения производства и структуры в сторону более выгодных позиций. [14, с. 48]
Резервы оптимизации издержек производства зависят от внешних и внутренних факторов. К первым относятся расходы, на которые влияет политика и реформы государства; положение на рынке; уровень инфляции по стране; наличие конкуренции или ее отсутствие; курсы валют и пр. Ко вторым, внутренним факторам, относят объем, структуру товарооборота; систему оплаты труда; программу производства; уровень производительности труда; способ расчета амортизации. То есть расходы, размер которых напрямую зависит от управленческих решений компании.
Себестоимость изготовленной продукции складывается из денежной формы различных экономических элементов, к которым относятся и материальные затраты предприятия. Иногда именно эта позиция занимает порядка 60% цены готового изделия. От ее величины во многом зависит, дорогим или дешевым будет товар. Задача экономического отдела – правильно скалькулировать основные расходы и соблюсти баланс между плановыми и фактическими данными.
Необходимо учитывать, что из стоимости материалов, использованных для выпуска конкретной партии изделий, в обязательном порядке исключается цена отходов, которые также будут проданы. Структуру материальных затрат производственного предприятия можно представить следующими позициями:
сырье, купленное у другого поставщика;
приобретенные на стороне материалы для основного производства;
полуфабрикаты и комплектующие, полученные за плату;
топливо для обеспечения технологических процессов;
покупная энергия для поддержания работы оборудования, отопление;
стоимость привлеченного природного сырья.
Когда формируют фактическую стоимость, отдельно учитывают произведенные расходы на обслуживание и ремонт по гарантии, зафиксированные потери в результате непроизводительных потерь по внутрипроизводственным основаниям. Расходы производств увеличиваются и за счет выявленных в ходе инвентаризации недостач на складах и в цехах, если виновное лицо не определено. Прогнозирование объемов продаж на определенный временной промежуток – основа построения краткосрочных и долгосрочных планов. Бюджет материальных затрат раскрывает информацию о том, каким будет ежемесячный и квартальный расход ресурсов на выпуск запланированного объема продукции. При его формировании анализируют:
прежнюю себестоимость выпуска по данным прошедших периодов;
цены на аналогичную продукцию у поставщиков-конкурентов;
предполагаемую долю на рынке в ближайшей перспективе;
объем текущих заказов и влияние фактора сезонности;
предстоящие траты на рекламу и маркетинговое продвижение.
К нормам и нормативам материальных затрат относятся не только аналитические методики, но и суммарные. При последнем варианте нормирования параметры устанавливаются на единицу выпуска в целом без разбивки на элементы. Цифры исчисляются по статданным, сведениям аналогичных производств, величинам предыдущих периодов. Классификация материальных затрат в этом случае зависит от того, каким именно методом получили сведения: опытным, статистическим, аналоговым.
Выбор методологии планирования и сокращения издержек производства зависит от периода прогнозирования; возможности получения достоверных данных; отраслевой принадлежности предприятия. Максимально точным методом является прямой расчет через технико-экономические показатели. В нем используются действующие нормативы, вычисление проводится по статьям расходов, при необходимости с мелкой детализацией.
Таким образом, информационная основа анализа себестоимости продукции представлена совокупностью внешних и внутренних источников. К первым относятся действующие нормативно-правовые документы, положения и иная информация. Внутренние источники представлены данными оперативного, управленческого и бухгалтерского учета. Каждый из представленных методов исчисления себестоимости имеет свои особенности. Выбор в пользу того или иного из них определяется особенностями хозяйствования.
2 Анализ затрат и себестоимости ООО «Аркон» в современных условиях
2.1 Краткая характеристика ООО «Аркон»
Понятие, классификация, структура затрат предприятия и пути их снижения.
- Юлия Некрасова
- Эконометрика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Юлия Некрасова
Мне 29, я закончила РГУНГ, факультет автоматики и вычислительной техники. Несмотря на то, что по специальности работаю только пять лет, с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. Помимо основной работы я подрабатываю на сайте «Диплом777» и беру заказы по написанию рефераты, контрольных, курсовых. Также решаю задачи по экономико-математическому моделированию. Нравится сотрудничество с вашей компанией.