Принцип единства бюджетной системы проявляется через механизм единообразного порядка формирования бюджетов как на различных уровнях, так и в едином бюджетном документе. Данный принцип бюджетной системы основывается на сопоставимости различных частей бюджетов между собой на базе единой бюджетной классификации расходов и доходов, т. е. группировке доходов и расходов бюджета по однородным критериям [15, c. 21].
Взаимодействие бюджетов всех уровней системы обеспечивается через единую законодательную базу, форму бюджетных документов, функционирование бюджетного процесса на основе единого порядка и применение санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Единство бюджетной системы реализуется через управление государственным бюджетом при помощи инструментов бюджетной, налоговой политики.
Принцип разграниченности как доходов, расходов, так и источников финансового покрытия дефицита бюджетов, выражается через закрепление определенных видов доходов, расходов и источников финансового покрытия дефицита бюджетов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления [12, c. 99].
Принцип самостоятельности бюджетов заключается в праве законодательных органов власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также в наличии собственных источников доходов бюджета каждого уровня и закрепление таких элементов как: регулирующих доходы бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с БК РФ и НК РФ [1, 2]
В рамках данного принципа бюджетной системы реализуется право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и право самостоятельно определять источники финансов на покрытие дефицита бюджетов разного уровня.
Принцип равенства бюджетных прав между субъектами РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями [6, c. 7].
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы бюджетов и источники финансирования дефицитов бюджетов подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств [10, c. 76].
Главнымусловиемприпостроении справедливой и открытой системы межбюджетных отношений, должен стать учет именно объективных факторов, которые определяют финансовые потребности регионов, а степень влияния субъективных факторов должно быть сглажена.
Финансовое благосостояние регионов и РФ в целом находится в прямой зависимости от поступления налогов. Налоги в соответствии с их видами рассредоточены на постоянной основе в бюджетной системе страны согласно налоговому законодательству Российской Федерации.
Налоговая база рассредоточена по территории РФ очень неравномерно. Однако это не является причиной для развитых в финансовом аспекте регионов получать особый статус в системе межбюджетных отношений [12, c. 99]. В первую очередь это относится к г. Москве, а также к ресурсодобывающим регионам. Во-первых, налоги в федеральный бюджет перечисляют совсем не данные регионы, а конкретные плательщики-физические лица и организации. По причине того, что на территориях конкретных регионов собраны крупнейшие налогоплательщики, не нужно ставить себе в заслуги донорство региона [15, c. 24]. Такую диспозицию определили история и география РФ. До того, как нефтегазовые месторождения Западной Сибири и Дальнего Востока стали высокорентабельны, в них были вложены огромные ресурсы всего государства, в том числе и за счет сегодняшних регионов-реципиентов.
Таким образом, федерализм в своей основе исключает любое неравенство территорий между собой, а также консолидированного центра и регионов. Неравенство экономического потенциала различных регионов является одной из ключевыхпроблем современной России.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема финансовой и экономической самодостаточности субъектов РФ является первостепенной. Помимо прочего, органы региональной и местной власти должны обладать большей налоговой самостоятельностью, в целях сокращения бюджетной асимметрии.
Понятие и значение бюджетной системы Российской Федерации
- Лев Цветков
- Высшая математика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Лев Цветков
Я являюсь кандидатом математических наук. Окончил финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, факультет прикладной математики и информационных технологий ФУ. По специальности работаю более 25 лет, за это время написал 6 диссертаций, 20 научных статей и 6 монографий. Кроме преподавания работаю репетитором, а по выходным подрабатываю в компании «Диплом777». С сайтом сотрудничаю с 2012 года.