Федеральные законы устанавливают правила в более узких сферах, так, например, ФЗ № 165 определяет основные принципы социального страхования, все виды социальных рисков и описывает страховые случаи, а также права и обязанности субъектов социального страхования, ФЗ № 173 определяет единую пенсионную систему России, а в ФЗ № 83 определены новые условия финансирования бюджетных учреждений.
2.2.Состояние социальной политики России
Большая эффективность государственной системы широкой социальной защиты по сравнению с системой, основанной на индивидуальных накоплениях, наиболее очевидна, когда речь идет о защите от социальных рисков на длительных временных интервалах – из-за большей непредсказуемости событий в более отдаленном будущем. Поэтому особенно важно, чтобы финансовое обеспечение и социальная защита людей в старости были бы гарантированы государством.
Даже если в стране будет эффективная и полностью бесплатная для населения медицина, финансовые риски, связанные с ухудшением здоровья в пожилом возрасте все равно остаются: ведь еще есть стоимость лекарств и стоимость долговременного ухода.
В настоящее время в России некоторые элементы подобной системы есть: например, бесплатно получают лекарства по рецептам инвалиды и лица с некоторыми особо тяжелыми заболеваниями. Эта система финансируется из региональных бюджетов, которые в большинстве своем глубоко дефицитны, поэтому она недофинансирована и работает недостаточно надежно: зачастую в аптеке какое-то лекарство есть в наличии, но только за деньги, поскольку квота на бесплатные лекарства для инвалидов уже выбрана. Однако даже если бы эта система работала в полном объеме, этого было бы недостаточно: ведь в пожилом возрасте у людей зачастую бывает целый букет заболеваний, каждое из которых в отдельности может «не потянуть» на инвалидность, а все вместе они приводят к очень значительным затратам на лекарства.
Во многих западных странах есть системы защиты населения (причем не только пенсионеров, но и всех жителей страны) от риска необходимости больших расходов на лекарства. В качестве примера можно привести Австралию, где действует федеральная программа субсидирования лекарств, которая устроена следующим образом. Пациент получает частичную компенсацию затрат на лекарства, выписанные ему врачом, если эти лекарства входят в некоторый достаточно широкий список (включающий многие сотни лекарственных препаратов и сопутствующих средств). Если этот пациент входит в льготную категорию населения (например, это пенсионер), то он платит из своего кармана не более 5 австралийских долларов (т.е. около 4 долларов США) за лекарства в рамках одного рецепта, а все что свыше этой суммы компенсируется государством. Более того, если у пациента-льготника совокупные расходы на лекарства, с начала календарного года достигнут 290 австралийских долларов (порядка 210 долларов США), то все последующие покупки лекарств в рамках программы до конца года будут для него полностью бесплатны.
Та же самая схема действует и для остального населения Австралии, только пороговые значения там другие. Расходы на лекарства в рамках одного рецепта ограничены суммой порядка 25 долларов США, а по достижении общей суммы порядка одной тысячи долларов США с начала календарного года пациент в дальнейшем платит не более 4 долларов США с одного рецепта.
Подобная система действует и в Великобритании, где для льготных категорий населения (в частности, для детей до 16 лет, беременных женщин и граждан старше 60 лет) лекарства из списка программы субсидирования полностью бесплатны. Что касается остального населения, то между разными частями Соединенного Королевства есть некоторые различия, связанные с тем, что программы субсидирования лекарственных средств в Великобритании не общегосударственные, а региональные. В настоящее время в Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии лекарства в рамках указанных программ полностью бесплатны для всех категорий населения. В Англии расходы пациентов, не входящих в льготные группы, ограничены суммой в 8.60 фунтов за один рецепт; при этом совокупная годовая сумма расходов формально не ограничивается (в отличие от Австралии), но можно купить «годовой абонемент» за 104 фунта, и тогда все лекарства уже будут бесплатны.
Даже в США, где социальная защита населения традиционно гораздо слабее, чем в Западной Европе, государство в значительной степени субсидирует лекарства для пожилых людей. В США медицинское обслуживание основано не на государственной системе, как в большинстве стран Западной Европы, а на добровольном медицинском страховании, но для лиц старше 65 лет существует централизованная система медицинского обслуживания Медикэр (Medicare), финансируемая государством, и эта система включает в себя компенсацию большей части расходов на лекарства по рецептам.
Создание в России подобной системы, защищающей население (особенно пожилых людей) от риска необходимости неограниченно высоких расходов на лекарства, – это уже давно назревшая задача. Эта мера будет полезна не только для социальной защиты населения, но и для стимулирования развития отечественного производства лекарств – если при формировании списка лекарств, входящих в программу субсидирования, отдавать предпочтение отечественной продукции (если, конечно, для данной болезни существует российское лекарство и его качество удовлетворительное).
Главной целью социальной политики является — обеспечить социальное развития страны и её регионов с учетом современных тенденций функционирования и его специфики для достижения высокого уровня здоровья, качества жизни и благополучия населения.
Методы реализации социальной политики в России:
Индексация доходов населения.
Регулирование с помощью государственных минимальных стандартов и нормативов.
Предоставление льгот.
Обязательное социальное страхование.
Расходы на социальную политику согласно бюджетной системе России отражены в таблице 1.