Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Понятие и экономическая сущность бюджета

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Федеральный бюджет на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. разработан на крайне ответственный и очень трудный период функционирования российской экономики. Именно в это трехлетие должны быть сформированы основы для устойчивого и долговременного экономического роста на протяжении всего предстоящего шестилетия, для выполнения задач, поставленных в послании Президента Федеральному Собранию в 2018 г. и в майском Указе № 204, а именно:
— повышение ожидаемой продолжительности жизни граждан России до 78 лет;
— выход на темпы роста ВВП выше среднемировых;
— включение России в пятерку стран, имеющих наибольший объем ВВП;
— обеспечение устойчивого роста реальных располагаемых денежных доходов населения;
— снижение в два раза уровня бедности;
— обеспечение улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
— увеличение объемов жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год;
— увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;
— обеспечение инфляции на уровне, не превышающем 4%;
— создание в базовых отраслях промышленности, прежде всего в обрабатывающей промышленности, экспортно ориентированного сектора.
Современному периоду, в рамках которого должны быть решены эти жизненно важные для страны задачи, предшествовали непростые годы развития отечественной экономики. Опыт этих лет обязательно должен быть учтен. Это, прежде всего, период 2010-2012 гг., характеризовавшийся рядом позитивных тенденций в экономическом развитии нашей страны — ростом ВВП выше среднемирового; повышением реальных располагаемых денежных доходов населения в 2011-2012 гг., опередившим рост ВВП; снижением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 13,2% в 2009 г. до 10,7% в 2012 г. — самого низкого показателя в новой российской истории.
При этом в указанный период темпы экономического роста последовательно снижались, что не характерно для развивающихся экономик. Вызывали серьезные опасения высокий дефицит консолидированного бюджета 2009 г. (6,3% к ВВП) и инфляция (8,8%). Именно на решение этих проблем были направлены регулятивные механизмы федерального бюджета в 2010-2012 гг. И действительно, к 2012 г. бюджет стал исполняться с профицитом, а инфляция снизилась до 6,6%. Однако итогом этого трехлетия стало сокращение ресурсов финансового обеспечения экономического роста на 2,3 трлн. руб.
Проводившаяся в 2010-2012 гг. финансовая политика, нацеленная, прежде всего, на улучшение финансовых показателей бюджета, дала в следующем трехлетии негативные результаты. Уже в 2013 г. снова образовался дефицит бюджета в 1,2% ВВП, который увеличился к концу трехлетия (2013-2015 гг.) до 3,5% ВВП. Быстро росла инфляция, достигшая к концу данного периода 12,9%.
В результате в 2013 г., когда мировая цена на нефть была выше 100 долл/барр и никаких антироссийских санкций еще не существовало, начался период рецессии и потребовалось перейти к бюджетной политике, нацеленной на финансовое обеспечение экономического роста. Но делалось это крайне скупо. Доходы консолидированного бюджета выросли с 23,5 трлн. руб. в 2012 г. до 26,9 трлн. руб. в 2015 г., т. е. на 3,4 трлн. руб., а расходы – с 23,2 трлн. руб. до 27,9 трлн. руб., т. е. на 4,7 трлн. руб. Этот дополнительный объем финансовых вложений в развитие экономики (более 1 трлн. руб.), конечно, не мог обеспечить выход из рецессии, а смог поддержать только крайне низкий экономический рост ценой увеличения дефицита бюджета и инфляции. В итоге в 2015 г. закончился цикл борьбы с рецессией и начался новый цикл борьбы с дефицитом и инфляцией в рамках новой бюджетной политики 2016-2018 гг. Эта политика продолжается и в настоящее время уже в контексте запланированного профицита федерального бюджета на 2019-2021 гг.
Итак, период 2019-2021 гг. должен стать периодом устойчивого и долгосрочного экономического роста, обеспечить прорывное экономическое развитие. При этом ни в Послании Президента Федеральному собранию 01.03.2018 г., ни в майском Указе №204 не ставится задача обеспечения профицита федерального бюджета. Тем не менее именно задача обеспечения профицита бюджета доминирует в рамках действующего основного финансового документа страны.
Рассмотрим основные параметры федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020–2021 гг. (табл. 2.1).

Picture of Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.