Таким образом, административно-правовой формой государственного управления является закрепленное правом действие органа исполнительной власти (его должностного лица), содержащее его полномочия, осуществленное в пределах компетенции и вызывающее юридические последствия. Вид конкретной формы государственного управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также реализуемыми ими функциями.
1.2. Основания классификации форм государственного управления
Государственное управление осуществляется во множестве различных форм, которые принято классифицировать по следующим основаниям:
1. В зависимости от правовых последствий формы управленческой деятельности бывают правовыми и неправовыми.
Правовая форма государственного управления – это закрепленное правом деяние органа исполнительной власти (его должностного лица), осуществленное в пределах компетенции и приводящее к юридическим последствиям. Правовой форме государственного управления присущи следующие признаки:
– содержание формы – исполнительное и/или распорядительное действие;
– содержание, процедура осуществления и правовые последствия ее применения регламентированы законодательством;
– властные полномочия в отношении объектов государственного управления реализуются субъектами государственного управления посредством применения этой формы;
– форма государственного управления соответствует нормативно установленной компетенции применяющего ее органа, т.е. соблюдается подзаконность полномочий органов управления и их должностных лиц.
Неправовая форма государственного управления – это деятельность, совершаемая властным субъектом административного права, в соответствии с действующим законодательством, но без какого-либо юридического оформления. К таким формам относятся:
– организационные действия, исполняемые субъектами государственного управления для организационного обеспечения собственной деятельности. Например, организация и проведение совещаний, семинаров, проверок, инструктирование, разработка методических рекомендаций и т.п.;
– материально-технические действия, направленные на обеспечение реализации правовых форм и организационных действий. Это вспомогательные действия, присущие не только органам государственной власти, но и любой организации. Это, например, оформление и разработка документов, ведение делопроизводства, транспортное обслуживание, составление справок и отчетов и др.
Более подробно указанные две формы рассмотрим в следующей главе.
2. По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, регулятивные, правоохранительные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.
Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно – управленческой деятельности, и изданных на основе Конституции РФ, федеральных законов, постановлений Правительства РФ и др.
Правоприменительная форма государственного управления представляет собой издание индивидуальных правовых актов управления и совершение действий юридического характера. Такой правовой акт издается субъектом государственного управления в случаях, когда по обстоятельствам дела этот субъект должен принять решение в виде такого индивидуального правового акта, в соответствии с правовыми нормами. Например, составление протокола, выдача разрешения и др.
Регулятивная форма применяется в различных сферах государственной деятельности (социальной, экономической, культурной, внешнеполитической и др.) в процессе государственного управления.
Правоохранительная форма применяется в процессе осуществления защиты и охраны прав и свобод граждан и организаций, при разрешении споров, возникающих в сфере управления, а также в случаях нарушения норм административного права.
3. По целенаправленности формы государственного управления делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти) и внутренние (формы работы по внутренней организации самого субъекта управления).
4. По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на письменные и устные.
Письменная форма является преобладающей и применяется субъектом государственного управления при решении вопросов, требующих оформить его действия, порождающие юридические последствия, в письменном виде. Сущность этой письменной формы заключается в составлении органами исполнительной власти нормативных и индивидуальных правовых актов управления, а также в оформлении иных документов, таких как протокол, справка и др.
Устная форма государственного управления заключается в вербальном выражении устных приказов, распоряжений и команд, приводящих к юридическим последствиям, и применяется в случаях, предусмотренных правовыми нормами при решении наиболее оперативных вопросов
Таковыми являются основные критерий классификации форм государственного управления.
Таким образом, в первой главе данной работы выявлены характерные черты административно-правовых форм государственного управления, на основании которых определено понятие и раскрыта сущность данного термина. Также рассмотрены основные критерии классификации форм государственного управления, дана краткая характеристика их видов.