Структура конституционного суда включает в себя Конституционные (уставные) суды субъектов. Они могут как быть, так и не быть, то есть их существование определяется в зависимости от самого субъекта Федерации. У самостоятельных республик они именуются конституционными, у прочих субъектов (потому как у них не конституции, а Уставы), соответственно, называются уставными. Их функции идентичны с Конституционным судом, однако их полномочия все же ограничиваются территорией и расположением субъекта. Важное замечание: в России сейчас структура суда также включает в себя военные органы, однако, они очень схожи с гражданскими. Единственное отличие заключается в том, что они направлены на дислокацию армейских частей (суд воинской части — окружной воинский суд — Военная коллегия Верховного суда), поэтому писать о военных судах более подробно не имеет смысла.
Верховный суд — Главенствующий суд является заключительной инстанцией по абсолютно всем криминальным, гражданским и административным разбирательствам. Согласно первой инстанции, данный суд рассматривает крайне небольшую область дел. Складывается орган из 4 коллегий — гражданской, административной, уголовной и армейской коллегии. Структура судов РФ подразумевает, что Верховный суд — самый главный в нашей стране. А Верховный суд субъекта (общереспубликанский, краевой, местный суд) — высший суд субъекта. Он занимается оценкой всего того, что не имеют право рассматривать низшие суды. Чаще всего он играет роль апелляционной инстанции и занимается обжалованием нижестоящих судов. Суд субъектов занимается крайне узким числом дел.
Например, он рассматривает криминальные разбирательства, относящиеся к депутатам Федерального Собрания, а также разбирательства, которые имеют государственную тайну, какую-либо конфиденциальную информацию и не допускаются к всеобщему разглашению. Структура Верховного суда указывает на то, что суд присяжных осуществляет свои действия на том же уровне. Районный (общегородской) суд — подведомственность гражданских и криминальных дел этих судов обусловливается соответственными актами и законами. Однако если говорить в общем, то областные суды оценивают материальные споры, оценочная стоимость которых составляет больше 50 000 руб., споры (с разделом имущества), обжалования органов власти, а также большинство криминальных дел. Мировые судьи — всемирные судьи в Российской Федерации представлены судьями общей юрисдикции субъектов России и вступают в единую судебную систему нашего государства. Всемирные суды создаются субъектами федерации лично, а всемирные судьи избираются на пост представительным органом общегосударственной власти субъекта РФ.
Кроме того, они могут быть избраны на пост общественностью соответствующего судебного участка в порядке, учрежденном Российским законодательством субъекта. При этом на территории РФ сегодня не существует ни одного субъекта, который допустил бы, чтобы, например, структура верховного суда РФ изменялась по желанию граждан или чтобы мировые суды также были образованы с учетом мнений и непосредственного участия местных жителей. Мировые суды оценивают материальные дискуссии вплоть до 50 000 руб., а также занимаются рассмотрением определенных групп неимущественных споров (в виде разводов, если нет спора об имуществе), мелкоуголовных разбирательств, а еще берутся за разрешение дел, касающихся привлечения физических или юридических лиц к административной ответственности. Их заключения разрешено оспорить в Федеральном суде. Структура арбитражных судов состоит из следующих типов: Арбитражный суд округа — в соответствии с арбитражной юстицией наша держава поделена на определенные округа, на территории которых функционируют надлежащие суды. Необходимо отметить, что федеральные и арбитражные округа (в равной мере как и армейские, разумеется), совершенно не схожи территориально и численно и их всего 10. Арбитражные апелляционные суды — предстают судами по контролю в апелляционной инстанции. Они проверяют судебные действия арбитражных судов субъектов страны на законность, достоверность и обоснованность. К правам арбитражного апелляционного суда относится: проведение проверок в апелляционной инстанции на правомерность и обоснование судебных распоряжений и актов, которые не вступили в легитимную силу по процессам, пересмотренным арбитражными судами субъектов нашей страны; пересмотр по заново раскрывшимся причинам общепринятых ими и вступивших в легитимную силу судебных актов.
Арбитражный суд субъекта — в системе судов данной группы отсутствуют областные суды, в них всё начинается именно с судов субъектов. Арбитражные же суды оценивают в основном финансовые разбирательства, а еще разбирательства, касающиеся банкротства как юридических, так и физических лиц. Закон устанавливает, что судьями являются личности, наделенные в конституционном порядке возможностями реализовывать справедливость и выполняющие собственные прямые обязанности в профессиональной базе. Условия и распоряжения судей при исполнении своих полномочий обязательны для абсолютно всех без исключения государственных организаций, публичных обществ, официальных лиц, прочих юридических и физических лиц. Демонстрация неуважения к суду либо судьям, несоблюдение условий и постановлений судей влекут за собой определенную законодательством ответственность.
Все судьи имеют единый статус. Некоторыми отличительными чертами зафиксировано правовое положение судей армейских (военных) судов и судей Российского Конституционного Суда. Поскольку должность судей считается высокой вне зависимости от того, какая структура суда, к ним предъявляются некоторые определенные требования и запросы, которые прописаны в ст. 119 КРФ: «Судьями имеют все шансы являться только те личности, которые имеют гражданство РФ, достигнувшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование (обязательно юридическое) и трудовой стаж работы согласно юридической профессии как минимум 5 лет». Наряду с данными конституционными условиями законодательством определен и ряд добавочных требований: