Итак, мы видим, что нравственность как свойство человека целиком и полностью основана на разуме как способности человека к целеполаганию и бытию на основании мирового закона (логоса). Добродетель, будучи свойством человеческой реальности представляет собой способность контролировать неразумные стороны человеческой природы, к которым относятся в том числе и страсти человека. Добродетель в учении Аристотеля становится способностью человека к достижению определенной цели, которой становится счастливая жизнь. В добродетели, точно так же как и в разуме, мы видим реализацию энтелехии как онтологического свойства человека: целевая причина бытия человека реализуется в том числе и через добродетель.
В «Никомаховой этике» Стагирит показывает, что рассудительность связана с человеческими делами и тем, о чем можно принимать решения. В конечном счете «безусловно способный к разумным решениям тот, кто благодаря расчету умеет добиваться высшего из осуществимых в поступках блага для человека». Здесь мы видим, что разумность добродетели человека состоит совершенно не в том, чтобы стремиться к максимально возможному результату, а к тому, чтобы достигнуть высшего из возможных блага. При этом как показывает Аристотель, благо конкретного человека не может существовать независимо от хозяйства и устройства государства. Здесь мы видим имеющуюся в идеях Стагирита диалектику частного и общественного – благо конкретного человека связано с благом всего государства. Это становится, как мы увидим далее, одним из оснований для разграничения правильных и неправильных форм правления (форм государственного устройства). Из этого следует, что воспитание человека должно ориентироваться в первую очередь на создание баланса между частным и общественным благом. Это, с точки зрения Аристотеля, является необходимым по той причине, что в таком случае становится возможным соблюсти баланс интересов обеих сторон – человек будет заинтересован в собственном развитии, равно как и государство как политический субъект.
В понятие добродетели входит так называемые моральные устои как приобретение человеком способности к контролю над страстями, к стремлению достигнуть идеального блага. Как показывает Аристотель таковым становится принцип меры, или, иначе, – умеренности. В своей «Большой этике» Аристотель указывает, что цель добродетели состоит в прекрасном, то есть в достижении счастья.
Это реализуется в двух отношениях. Во-первых, счастье Аристотелем понимается в трех измерениях:
— телеологически, то есть через стремление максимально полноценно реализовать человеком свою природу;
— стремление к целостности как завершенности. Благо (или в нашем случае – добродетель) рассматривается как установленный порядок существования как множество правил, регламентирующих такое существование;
— эвдемонистическая установка, согласно которой счастье представляет собой высшее благо. При этом сущность счастья категорируется Аристотелем в качестве исполнения человеком его предназначения, то есть того, «дела», которым он занимается по природе своей.
Вторая часть достижения счастья как цели добродетели – это стремление быть умеренным. В «Большой этике» Аристотель анализирует совершенно различные этические категории, такие как мужество, благоразумие, щедрость, широта, негодование, чувство собственного достоинства и так далее. Мыслитель показывает, что каждое из них обладает весьма схожим свойством – каждое из добродетелей есть стремление избежать крайностей. Аристотель в своем произведении осуждает крайности, говоря о том, что они не позволяют человеку разумно оценивать собственное поведение. Крайности приводят к тому, что наш разум становится мутным, эмоции оказываются сильнее разума, в результате человек становится неспособным разумно оценить свои силы и возможности, что и не дает ему быть счастливым. Раз так, значит цель деятельности человека состоит в том, чтобы выработать в себе систему добродетелей, которая смогла бы способствовать формированию в нем стремлению к умеренной индивидуальной социальной и индивидуальной жизни, а также стремлению умеренно совмещать социальное и персональною бытие.
Стоит отметить, что формирование добродетели в человеке влечет за собой формирование умеренной его социальной жизни и в конечном счете – стремление к умеренному государственному бытию. Таким образом мы видим, что стремление к нравственной, или в терминологии Аристотеля – добродетельной жизни становится основанием для формирования политического устройства общества, формирования государственной структуры социума.
Подводя итоги, мы видим, что наряду с разумом нравственность человека как добродетель, как проявление человеческой способности контролировать свои страсти и влечения, подчиняя их разуму становится основанием для формирования государственных структур. Человек воспитанный, обладающий всем спектром добродетелей оказывается способным к политическим делам, то есть к политике. Основание добродетели – это благо, высшим же благом становится для Аристотеля умеренность. Это значит, что умеренность, основанная на рациональных началах, оказывается фундаментом государства как такового. Исходя из этого имеет смысл рассмотреть типологию государственного устройства, предложенную Стагиритом.
Политология любая тема на ваш вкус
- Полина Колобова
- Политология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Полина Колобова
Я – Полина Колобова, преподаю политологию, мне 38, опыт работы – 10 лет. Закончила ННГУ, факультет международных отношений и мировой истории. Написала 12 научных статей. Кроме основной работы занимаюсь репетиторством. Также работаю на сайте «Диплом777», помогаю учащимся в решении любых аттестационных работ по моей специальности. Очень люблю свою работу за возможность развивать и развиваться самой.