Реформация началась с идеи, глубоко религиозной и консервативной по своей сути: возвращение к законам божественным, то есть, к нормам, заповеданным в Евангелии. Исходя из этого, светская власть представлялась лишней, как и издаваемые ею законы. В данном вопросе следует сосредоточиться на взглядах Лютера о властных приоритетах, вытекающих из самой сути христианства, какой она представлялась Лютеру.
Собственно, само движение Реформации началось с того, что 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил на дверях церкви в Виттенберге свое обращение к верующим под названием «Девяносто пять тезисов», где он осуждал торговлю индульгенциями, осуществляемую католической церковью, вызывал своих противников на дискуссию, и разъяснял свои взгляды.
Человек позиционируется церковью как раб Божий. Однако это не означает, что он является рабом земных властей, являются ли они духовными или светскими.
Только перед Богом – через веру – полное смирение сердца, проповедуется Лютером безоговорочная покорность человека. Но именно поэтому добровольное рабство здесь, на земле, для него становится невозможным. В отношении мирской власти допустимо лишь ограниченное повиновение, сообразующееся с достоинством персональной веры и с требованиями юридической справедливости, так как порядок Божьего града не должен быть порядком града земного.
Подчеркивая исключительное значение веры, Лютер отвергал значимость человеческого закона (и светской власти, таким образом) для внутренней жизни христианина. По мнению Лютера, если христианин предан вере, она побуждает его исповедовать любовь и милосердие, которые неизменно проявляются в его мирской деятельности.
Эти взгляды объективно содействовали ниспровержению духовной диктатуры церкви и ослаблению католицизма как господствующей идеологии феодального общества.
Католическая церковь, безраздельно господствуя в странах Западной Европы, имела политические притязания на общеевропейское руководство, стремясь манипулировать монархами и князьями.
Но новые городские слои были менее религиозны, значит, и менее управляемы со стороны церкви. Из городов свободомыслие постепенно распространялось на крестьянское население.
Новые социальные явления, усиление коммерциализации всех сфер общественной жизни, укрепление городской светской культуры, распространение ересей, появление произведений городского светского искусства, не вписывающихся в религиозные каноны, расшатывание христианских моральных норм, все это руководящая элита католической церкви рассматривала как широкое наступление на ее позиции.
Руководители католической церковной организации не желали расставаться со своим привилегированным положением, однако не могли сдерживать социальные изменения.
Мартин Лютер, будучи теологом, «искал пути реформы самой теологии, оставаясь на ее почве». Он видел свою задачу в очищении христианской церкви от пороков папского Рима путем преобразования самой христианской догматики. М. Лютер считал, что такое преобразование, которое изменит роль духовенства, явится важным фактором освобождения Германии от папского гнета и в обновлении светской жизни. Однако исходным моментом должна стать реформа в области церковных дел в понимании самих догматов и строя церкви.
В своем трактате «О свободе христианина» (1520 г.) Лютер обосновал необходимость существования в обществе доктрины духовного и светского начал. При этом церковь должна руководствоваться законами духовного порядка, а светская власть – законами общества, не имеющими отношения к церкви.
Божественное право необходимо, но в обществе необходимы светская власть и светские законы, которые бы обеспечивали людям должный уровень жизни и возможность быть достойными христианами. Только тогда человек будет стремиться к духовному, когда его мирские потребности будут удовлетворены, а это может быть только в стабильном светском государстве.
Христианская свобода должна стать вопросом теологов, но не распространяться на мирскую жизнь граждан.
В ответе на вопрос о том, каковы границы светской власти, Лютер отмечает, что здесь важен баланс интересов правителя и церкви. Правитель должен опираться на закон и свой разум, который по мнению мыслителя, в ряде случаев ставится выше закона. «Светское правление имеет законы, которые простираются не далее тела и имущества», оставаясь внешними, ибо над душой власть принадлежит только Богу.
Таким образом, политика стала исключительно светским делом, делом королей, а не церкви. Лютер признал вмешательство церкви в дела государства незаконным и недопустимым. В итоге, как считал мыслитель, государство должно выйти из-под диктата церкви. Лютер разграничивал веру и разум, и разум, в его понятии, должен господствовать в вопросах организации светской власти. Церковь должна заниматься вопросами богословия и спасения душ паствы, а вопросы политики должны решать властители.
Идеи Реформации были проникнуты гуманизмом. Но гуманизм и Реформация были в своем роде параллельными течениями. Гуманизм направлял человека к отходу от деспотизма религии, пропагандировал торжество светского начала над церковным, опыта над догмами церкви.
Что касается Реформации, то в ее недрах закладывалась мораль и этика иного характера, отличная от католической доктрины, но не менее жесткая. Примерами могут служить кальвинизм и пуританство.
Врагом протестантов была католическая церковь и ее влияние на социальные институты общества. Важно было очистить процесс управления всеми сферами общества, прежде всего, сферу законотворчества, от католического диктата. Как считали протестанты, это многое был дало для изменения сознания людей и, следовательно, для разработки новых законов и норм общества.
Можно прийти к выводу, что заслуга Лютера как идеолога Реформации состоит в том, что он освободил понятие веры от мистического содержания, он вообще раскрыл инородное Священному писанию происхождение мистики и провозгласил радикальный разрыв с ней. Именно освобождение от католической мистики и прорыв к исконному, собственному содержанию раннехристианского духа (к пророческому, евангелическому, библейскому Христу) явилось самым значительным деянием М. Лютера.
Политико-правовые взгляды идеологов Реформации.
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.