Гражданское общество возникает вследствие осознания людьми необходимости уважать естественные права друг друга, действовать в соответствии с нравственными и моральными установками общества. Человек и государство не жертвуют своей свободой, они оставляют не основанную на законе свободу для того, чтобы приобрести свободу в основанной на законе зависимости, т.е. в правовом состоянии, потому что зависимость эта возникает из его собственной законодательствующей воли. К тому же государство должно в каждом гражданине признавать лицо, которое способно самостоятельно осознавать свой долг перед другими, способно принимать решения с учетом моральных установок. Люди отказались от своей первоначальной свободы, заключив договор, однако сразу приобрели другую свободу, как граждане государства. Тем не менее, государство не должно злоупотреблять своими полномочиями, следует применять самоограничение. Охрана права и его соблюдение превыше всего. Поэтому И. Канта считают одним из первых философов, впервые выдвинувших идею «правового государства».
По мысли Канта, договор заключают морально развитые люди, следовательно, государство не может обращаться с ними, как пожелает. Общественный договор не может нарушить естественные права человека, поскольку закон в его понимании не тождественен праву. Интересной в данном контексте предстает позиция М. И. Даниловой, которая утверждает, что «на этом уровне аттрактором будет стремление – умение договариваться с себе подобными, наилучшим достижением чего будет эгрегор, т. е. аттрактор особой мощности и коллективного происхождения. Цели его деятельности совершенно определенные и утилитарные – конвенциональные, договорные отношения» . То есть, право должно вырабатываться и стать исходом определенного консенсуса между людьми, в процессе договора.
Договор является отражением права и бесправия. Кант не поддерживает принцип передачи привилегий от одного поколения к другому и считает, что основой для права должны быть собственные заслуги, а не сословные привилегии. Закон, возвышающий одну часть общества над другой, представлялся ему противоправным
Развивая дальнейшие идеи в области общественного договора и естественного права, Кант приходит к разделению гражданского общества и государства. Обосновывая причины возникновения гражданского общества, он отмечает, что в естественном состоянии индивид не может обеспечить свои права, потому что все люди по природе разные. И поэтому «человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, — это следующее основоположение: надо выйти из естественного состояния, в котором каждый поступает по собственному разумению, и объединиться со всеми остальными, с тем чтобы подчиниться внешнему, опирающемуся на публичное право, принуждению, то есть вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью предоставлено то, что должно быть признано своим, то есть он, прежде всего, должен вступить в гражданское состояние».
Государство и личность имеют взаимную ответственность, являются равными субъектами права. Законы, на основе которых действует государство, должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют права и свободы граждан как членов государства.
Также Кант высказывает мысль о том, что в будущем образуется общество, в котором вместо деления на три категории – народ, дворянство, государь, будет деление только на государя и народ. Кант делит граждан на пассивных и активных. Пассивные лишены права голосовать, потому что они являются подчиненными и должны выполнять команды. Однако гражданин может перейти из статуса пассивного в статус активного путем положительного права.
Важно отметить, что главным условием общественного договора является то, что властные органы государства никогда не должны заставлять гражданина быть ведомым, государство не должно опекать граждан, иначе будут возникать иждивенческие настроения. Кант против патриархального и патерналистского государства. В таком обществе не может быть права, там только деспотия.
Подводя итоги, следует отметить, что у Канта общественный договор между людьми возникает вследствие высокого уровня моральных и нравственных установок у граждан. Граждане отдают часть своих прав государству, а государство должно осуществлять свою политику на основе правовых принципов, уважая права и свободы граждан.
Политико-правовое учение И.Канта
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.