Современные организации имеют в своем распоряжении огромное количество методов разработки для сотрудников всех уровней. Наиболее распространенными формами профессионального развития, которые уже стали классическими, являются профессиональная подготовка, планирование и развитие карьеры, а также подготовка резерва. [13; c. 66].
Профессиональное обучение – это процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
930275210756500Рис. 2 Процесс обучения персонала
Существует множество методов обучения, как непосредственно на рабочем месте (инструктаж, наставничество), так и вне его (лекции, семинары, деловые игры). Развитие информационных технологий обогатило этот пакет такими инструментами, как доступ в Интернет, телевидение, видеолекции, видео курсы, компьютерные образовательные программы и так далее. [13; c. 82].
Профессиональное развитие положительно влияет на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности профессионального развития как внутри, так и за пределами своей организации. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональная подготовка также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его круг обучения и общения и укрепляет уверенность в себе. Не случайно, что возможность профессионального обучения в собственной компании высоко ценится сотрудниками и оказывает большое влияние на их решение вступить в конкретную организацию. Общество в целом получает выгоду от внутриорганизационного профессионального развития, получения более квалифицированных членов и более высокой производительности социальной работы без дополнительных затрат [13; c.109].
Ключом к управлению профессиональным развитием является выявление потребностей организации в этой области. По сути, речь идет о выявлении несоответствий между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которые должны быть у сотрудников организации для достижения своих целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми они на самом деле обладают [12; c. 168].
Чтобы адекватно определить потребности профессионального развития, каждая из сторон, участвующих в этом процессе, должна понимать, под влиянием каких факторов формируются потребности организации в развитии ее персонала. Эти факторы [12;184]:
– динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);
– развитие техники и технологии, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства;
– изменение стратегии развития организации;
– создание новой организационной структуры;
– освоение новых видов деятельности.