Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Поиск в лабиринте

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Курсовая работа по программированию

“Поиск в лабиринте”

Поиск в глубину:

Алгоритм

Реализация алгоритма поиска:

Поиск в лабиринте реализован поиском в глубину (рекурсивно)

Данная реализация представлена в программе классом tLabirint.

Условно реализацию данного алгоритма можно разбить на несколько составляющих:

Считывание матрицы лабиринта из файла

Нахождение доступных (смежных) позиций в лабиринте (тех мест, куда можно ходить) для каждой позиции на каждой итерации поиска.

Поиск с пошаговым выводом результатов.

Считывание матрицы лабиринта из файла.

Матрица лабиринта хранится в виде матрицы а размерностью 51Х51. 51Х51 на мой взгляд достаточно.

Формат входного файла:

1 стока: размерность матрицы лабиринта

2 строка: координата Х начальной (стартовой) позиции

3 строка: координата Y начальной (стартовой) позиции

4 строка: координата Х конечной (финальной) позиции

5 строка: координата Y конечной (финальной) позиции

Затем идет матрица лабиринта размерность n символов на n строк, где n — число из первой строки файла, размерность матрицы

Причем символ «1» означает доступность клетки

символ «0» означает препятствие

Пример входного файла:

5

1

1

5

4

11010

01110

11100

00111

10000

void tLabirint::ReadMatrix()

{

FILE *f;

char ch;

int i,j,n;

//Открываем файл

f = fopen(“input.txt”, “rt”);

// Считываем размерность

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

// Переводим в число

n = atoi(&ch);

// Считываем перевод строки

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

// Читаем стартовую позицию Х

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

start.x = atoi(&ch);

// Считываем перевод строки

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Читаем стартовую позицию У

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

start.y = atoi(&ch);

// Считываем перевод строки

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Читаем финальную позицию Х

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

finish.x = atoi(&ch);

// Считываем перевод строки

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

// Читаем финальную позицию У

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

finish.y = atoi(&ch);

// Считываем перевод строки

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

count_a=n;

memset(a, 0, sizeof(a));

// Считываем матрицу лабиринта

for(i=1;i<=count_a;i++)

{

for(j=1;j<=count_a;j++)

{

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

a[i][j]=atoi(&ch);

ch=0;

}

// Считываем перевод строки

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

}

fclose(f);

/*

for(i=1;i<=count_a;i++)

{

for(j=1;j<=count_a;j++)

printf(“%d”, a[i][j]);

printf(“n”);

}

*/

}

Нахождение свободных мест в лабиринте.

Функция берет в качестве параметров текущие координаты i, j, соответственно X и Y. Ссылку на массив координат s

int tLabirint::GetCommon(int i, int j, smezh &s)

{

tCoords check[5];

int k, count;

count=0;

// Вверх

check[1].x=j;

check[1].y=i-1;

// В право

check[2].x=j+1;

check[2].y=i;

// Вниз

check[3].x=j;

check[3].y=i+1;

// Влево

check[4].x=j-1;

check[4].y=i;

for(k=1;k<=4;k++)

{

// Если не достигнуты границы матрицы,

if((check[k].x>0) && (check[k].y>0) && (check[k].x<=count_a) && (check[k].y<=count_a))

{

// То проверяем на доступность

if(a[check[k].y][check[k].x]==1)

{

// И если позиция с координатами X, Y доступна, то добавляем к эту позицию в массив s доступных позиций

count++; s[count].x=check[k].x;

s[count].y=check[k].y;

}

}

}

// Возвращаем число доступных позиций.

return count;

}

Поиск в лабиринте.

void tLabirint::Find()

{

GetCoords(); // Получить начальные и конечные координаты

DFS();//произвести поиск

if(flag==0)

outtextxy(20, 440, “No way!”); //Если путь не найден

else

outtextxy(20, 440, “Found way!”); //Если найден путь

}

void tLabirint::DFS()

{

flag=0; // Изначально нет пути

DFS_Visit(start.y, start.x); // начинаем поиск

}

void tLabirint::DFS_Visit(int y, int x)

{

int i;

int cnt;

smezh sm;

// Искомая вершина достигнута?

if(flag==1)

{

// Если да, то выход

exit;

}

/**/

//Красим вешину в серый цвет, т.е. начали её обработку

color[y][x]=1;

delay(500);

count_p++;

path[count_p].x=x;

path[count_p].y=y;

setcolor(BLUE);

//defaultmouseoff;

gui->Circle(sx+x*edge-edge / 2, sy+y*edge-edge / 2, 3);

//defaultmouseon;

//printf(“X-%d;Y-%dn”, x, y);

//getchar();

if((finish.x==x) && (finish.y==y))

flag=1;

/**/

// Получаем координаты лабиринта, куда можно идти

cnt=GetCommon(y, x, sm);

for(i=1;i<=cnt;i++)

{

// Если позиция в лабиринте белого цвета, т.е. ещё ни разу не подвергалась обработке и если не достигнута финальная позиция

if(color[sm[i].y][sm[i].x]==0 && flag==0)

// Просматриваем эти координаты

DFS_Visit(sm[i].y, sm[i].x);

}

color[y][x]=2; // Красим позицию в черный цвет, т.е. все возможные варианты у данной позиции рассмотрены.

}

Графический вывод

В программе реализована иерархия классов для работы в графическом режиме и вывода необходимого на экран.

Базовый класс.

У него имеются только координаты.

class tMyObj

{

protected:

int x0, y0;

public:

tMyObj(){};

~tMyObj(){};

tMyObj(int _x, int _y){x0=_x;y0=_y;};

};

Класс линия

Это производный класс, он имеет к тому же две пары координат( начальная и конечная точки).

class tMyLine:public tMyObj

{

int x1, y1;

public:

tMyLine(){};

~tMyLine(){};

tMyLine(int _x, int _y, int _x1, int _y1):tMyObj(_x, _y){x1=_x1;y1=_y1;};

void Show(){line(x0, y0, x1, y1);};

void Hide(){int o = getcolor();int b = getbkcolor();setcolor(b);Show();setcolor(o);}

};

Класс окружность.

Это производный от базового класса tMyObj класс. Он имеет кроме координат радуис.

class tMyCircle:public tMyObj

{

int rad;

public:

tMyCircle(){};

~tMyCircle(){};

tMyCircle(int _x, int _y, int _rad):tMyObj(_x, _y){rad=_rad;};

void Show(){circle(x0, y0, rad);}

};

Класс прямоугольник.

Это производный от базового класса tMyObj класс имеет две пары координат (Левую верхнюю и правую нижнюю точки)

class tMyRect:public tMyObj

{

int x1, y1;

public:

tMyRect(){};

~tMyRect(){};

tMyRect(int _x, int _y, int _x1, int _y1):tMyObj(_x, _y){x1=_x1;y1=_y1;};

void Show(){rectangle(x0, y0, x1, y1);};

void Hide(){int o = getcolor();int b = getbkcolor();setcolor(b);Show();setcolor(o);}

};

Класс графических примитивов.

Класс графических примитивов позволяет выводить графические объекты: линия, окружность, прямоугольник, на экран. Это достигается созданием объектов классов примитивов, т.е. объектов классов линия, окружность, прямоугольник.

class tMyGUI

{

public:

tMyGUI();

~tMyGUI();

void Line(int x, int y, int x1, int y1);

void Circle(int x, int y, int rad);

void Rectangle(int x, int y, int x1, int y1);

void Fill(int x, int y, int Color);

};

void tMyGUI::Line(int x, int y, int x1, int y1)

{

tMyLine tl(x, y, x1, y1);

tl.Show();

}

void tMyGUI::Circle(int x, int y, int rad)

{

tMyCircle tc(x, y, rad);

tc.Show();

}

void tMyGUI::Rectangle(int x, int y, int x1, int y1)

{

tMyRect tr(x, y, x1, y1);

tr.Show();

}

void tMyGUI::Fill(int x, int y, int Color)

{

floodfill(x, y, Color);

}

tMyGUI::tMyGUI()

{

int gdriver = DETECT, gmode, errorcode;

initgraph(&gdriver, &gmode, “”);

errorcode = graphresult();

if (errorcode != grOk) /* an error occurred */

{

printf(“Graphics error: %sn”, grapherrormsg(errorcode));

printf(“Press any key to halt:”);

getch();

exit(1);

/* return with error code */

}

}

tMyGUI::~tMyGUI()

{

closegraph();

}

Дополнительные типы данных, используемые в программе

Тип координат.

Представляет собой структуру с двумя полями x и y.

typedef struct _tCoords

{

int x;

int y;

} tCoords;

Тип Смежность

Объявлен как массив на 51 элемент типа tCoords

typedef tCoords smezh[51];

Константы.

Максимальная длина пути.

const MAX_PATH=100;

Исходный текст программы:

#include <stdio.h>

#include <string.h>

#include <stdlib.h>

#include <graphics.h>

#include <conio.h>

#include <dos.h>

typedef struct _tCoords

{

int x;

int y;

} tCoords;

typedef tCoords smezh[51];

const MAX_PATH=100;

class tMyObj

{

protected:

int x0, y0;

public:

tMyObj(){};

~tMyObj(){};

tMyObj(int _x, int _y){x0=_x;y0=_y;};

};

class tMyLine:public tMyObj

{

int x1, y1;

public:

tMyLine(){};

~tMyLine(){};

tMyLine(int _x, int _y, int _x1, int _y1):tMyObj(_x, _y){x1=_x1;y1=_y1;};

void Show(){line(x0, y0, x1, y1);};

void Hide(){int o = getcolor();int b = getbkcolor();setcolor(b);Show();setcolor(o);}

};

class tMyCircle:public tMyObj

{

int rad;

public:

tMyCircle(){};

~tMyCircle(){};

tMyCircle(int _x, int _y, int _rad):tMyObj(_x, _y){rad=_rad;};

void Show(){circle(x0, y0, rad);}

};

class tMyRect:public tMyObj

{

int x1, y1;

public:

tMyRect(){};

~tMyRect(){};

tMyRect(int _x, int _y, int _x1, int _y1):tMyObj(_x, _y){x1=_x1;y1=_y1;};

void Show(){rectangle(x0, y0, x1, y1);};

void Hide(){int o = getcolor();int b = getbkcolor();setcolor(b);Show();setcolor(o);}

};

class tMyGUI

{

public:

tMyGUI();

~tMyGUI();

void Line(int x, int y, int x1, int y1);

void Circle(int x, int y, int rad);

void Rectangle(int x, int y, int x1, int y1);

void Fill(int x, int y, int Color);

};

void tMyGUI::Line(int x, int y, int x1, int y1)

{

tMyLine tl(x, y, x1, y1);

tl.Show();

}

void tMyGUI::Circle(int x, int y, int rad)

{

tMyCircle tc(x, y, rad);

tc.Show();

}

void tMyGUI::Rectangle(int x, int y, int x1, int y1)

{

tMyRect tr(x, y, x1, y1);

tr.Show();

}

void tMyGUI::Fill(int x, int y, int Color)

{

floodfill(x, y, Color);

}

tMyGUI::tMyGUI()

{

int gdriver = DETECT, gmode, errorcode;

initgraph(&gdriver, &gmode, “”);

errorcode = graphresult();

if (errorcode != grOk) /* an error occurred */

{

printf(“Graphics error: %sn”, grapherrormsg(errorcode));

printf(“Press any key to halt:”);

getch();

exit(1);

/* return with error code */

}

}

tMyGUI::~tMyGUI()

{

closegraph();

}

class tLabirint

{

int a[51][51];

// Матрица лабиринта

tCoords path[MAX_PATH+1]; // Путь

int color[51][51];

// Массив цветов. Используется в поиске для помечивания позиций в лабиринте

int count_a; // Размерность матрицы лабиринта

int count_p; // Длинна пути. т.е. кол-во элементов в массиве path

int flag; // Эта переменная показывает достигнута конечная позиция или нет

tCoords start, finish; // Координаты позиций начальной и конечной

int cx, cy; // Центр экрана

int edge; // Размер ребра

int sx, sy; // Начальные координаты для рисования лабиринта

int fx, fy; // Конечные координаты для рисования лабиринта

tMyGUI *gui; // Объект класса вывода графических примитивов

public:

tLabirint(); // конструктор

~tLabirint(); // Деструктор

void ReadMatrix(); // Считать матрицу

int GetCommon(int i, int j, smezh &s); // Найти доступную позицию в лабиринте

void DFS_Visit(int y, int x); // Просмотреть позицию в лабиринте

void DFS(); // Поиск в глубь

void DrawLabirint(); // Нарисовать лабиринт

void GetCoords(); // Считать координаты начальной и конечной позиции

void Find(); // Искать путь

};

tLabirint::tLabirint()

{

int i, j;

flag=0;

start.x=0;

start.y=0;

finish.x=0;

finish.y=0;

for(i=1;i<=count_a;i++)

for(j=1;j<=count_a;j++)

color[i][j]=0;

for(i=1;i<=MAX_PATH;i++)

{

path[i].x=0;

path[i].y=0;

}

count_p=0;

gui = new tMyGUI();

}

tLabirint::~tLabirint()

{

delete gui;

}

void tLabirint::ReadMatrix()

{

FILE *f;

char ch;

int i,j,n;

f = fopen(“input.txt”, “rt”);

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

n = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ startovuyu pozitciu:X

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

start.x = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ startovuyu pozitciu:Y

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

start.y = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ final’nuyu pozitciu:X

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

finish.x = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ final’nuyu pozitciu:Y

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

finish.y = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

count_a=n;

memset(a, 0, sizeof(a));

for(i=1;i<=count_a;i++)

{

for(j=1;j<=count_a;j++)

{

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

a[i][j]=atoi(&ch);

ch=0;

}

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

}

fclose(f);

/*

for(i=1;i<=count_a;i++)

{

for(j=1;j<=count_a;j++)

printf(“%d”, a[i][j]);

printf(“n”);

}

*/

}

int tLabirint::GetCommon(int i, int j, smezh &s)

{

//struct

tCoords check[5];

int k, count;

count=0;

check[1].x=j;

check[1].y=i-1;

check[2].x=j+1;

check[2].y=i;

check[3].x=j;

check[3].y=i+1;

check[4].x=j-1;

check[4].y=i;

for(k=1;k<=4;k++)

{

if((check[k].x>0) && (check[k].y>0) && (check[k].x<=count_a) && (check[k].y<=count_a))

{

if(a[check[k].y][check[k].x]==1)

{

count++;

s[count].x=check[k].x;

s[count].y=check[k].y;

}

}

}

return count;

}

void tLabirint::DFS_Visit(int y, int x)

{

int i;

int cnt;

smezh sm;

if(flag==1)

{

exit;

}

/**/

color[y][x]=1;

delay(500);

count_p++;

path[count_p].x=x;

path[count_p].y=y;

setcolor(BLUE);

//defaultmouseoff;

gui->Circle(sx+x*edge-edge / 2, sy+y*edge-edge / 2, 3);

//defaultmouseon;

//printf(“X-%d;Y-%dn”, x, y);

//getchar();

if((finish.x==x) && (finish.y==y))

flag=1;

/**/

cnt=GetCommon(y, x, sm);

for(i=1;i<=cnt;i++)

{

if(color[sm[i].y][sm[i].x]==0 && flag==0)

DFS_Visit(sm[i].y, sm[i].x);

}

color[y][x]=2;

}

void tLabirint::DFS()

{

flag=0;

DFS_Visit(start.y, start.x);

}

void tLabirint::DrawLabirint()

{

int i, j;

edge=15;

cx=getmaxx() / 2;

cy=getmaxy() / 2;

sx=cx-((count_a / 2)*edge-(edge / 2));

sy=cy-((count_a / 2)*edge-(edge / 2));

fx=sx+count_a*edge;

fy=sy+count_a*edge;

setcolor(RED);

gui->Rectangle(sx, sy, fx, fy);

for(i=1;i<=count_a;i++)

gui->Line(sx+i*edge, sy, sx+i*edge, fy);

for(i=1;i<=count_a;i++)

gui->Line(sx, sy+i*edge, fx, sy+i*edge);

for(i=1;i<=count_a;i++)

{

for(j=1;j<=count_a;j++)

{

if(a[i][j]==1)

gui->Fill(sx+(j*edge)-edge / 2, sy+(i*edge)-edge / 2, RED);

}

}

}

void tLabirint::GetCoords()

{

/*

start.x=1;

start.y=1;

finish.x=5;

finish.y=4;

*/

FILE *f;

char ch;

int i,j,n;

f = fopen(“input.txt”, “rt”);

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

n = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ startovuyu pozitciu:X

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

start.x = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ startovuyu pozitciu:Y

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

start.y = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ final’nuyu pozitciu:X

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

finish.x = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

//Chitat’ final’nuyu pozitciu:Y

fread(&ch,sizeof(ch), 1, f);

finish.y = atoi(&ch);

fread(&ch, sizeof(ch), 1, f);

}

void tLabirint::Find()

{

GetCoords();

DFS();

if(flag==0)

outtextxy(20, 440, “No way!”);

else

outtextxy(20, 440, “Found way!”);

}

void main()

{

tLabirint *lab;

clrscr();

lab = new tLabirint();

lab->ReadMatrix();

lab->DrawLabirint();

lab->Find();

/**/

getch();

delete lab;

}

Леонид Федотов
Леонид Федотов
Окончил НИУ ВШЭ факультет компьютерных наук. Сам являюсь кандидатом наук. По специальности работаю 13 лет, за это время создал 8 научных статей и 2 диссертации. В компании подрабатываю в свободное от работы время уже более 5 лет. Нравится помогать школьникам и студентам в решении контрольных работ и написании курсовых проектов. Люблю свою профессию за то, что это направление с каждым годом становится все более востребованным и актуальным.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜