Еще один известный шекспировед – А.В. Бартошевич – объясняет значение «Бури» и других поздних пьес Шекспира следующим образом: «Возможно, к художнику, который достиг предела, перед которым со страшной ясностью встала смерть как близкое будущее, приходит идея уйти из мира, оставив людям надежду, то, ради чего стоит жить, как бы ни была трагически безнадежна жизнь. Возможно, последние произведения Шекспира — это порыв к тому, чтобы вырваться за пределы катастрофической безнадежности» [Бартошевич, https://arzamas.academy/materials/1039].
Помимо философского начала, в «Буре» присутствует и ярко выраженное музыкальное начало. Как указывает А.В. Бартошевич, «это пьеса, которую мог создать только человек, прошедший через искушение трагедией, через соблазн безнадежности. Это надежда, возникающая по ту сторону отчаяния» [Бартошевич, https://arzamas.academy/materials/1039]. Главный герой «Бури» — волшебник Просперо – пытается исцелить безнадежно больной мир с помощью искусства. По словам А.В. Бартошевича, «совсем не случайно на это скопище уродов и злодеев, которые попадают на остров, Просперо напускает музыку как великую исцеляющую силу» [Бартошевич, https://arzamas.academy/materials/1039].
Однако даже великая сила искусства не способна спасти мир. В финале «Бури» Шекспир приходит к идее, положенной в основу всего его позднего творчества: идее «спасения через милосердие. Только прощение способно если не изменить, то по крайней мере не усугубить зло, которое царит в мире» [Бартошевич, https://arzamas.academy/materials/1039]. Просперо прощает своих врагов несмотря на то, что совсем не уверен в их исцелении. Но перед тем как покинуть этот мир, человеку остается только прощение.
Финал пьесы – возвращение Просперо в Милан, на герцогский престол, кажется благополучным. Однако, по свидетельству А.В. Бартошевича, «в конце пьесы он говорит такие странные слова, которые всегда почему-то убирают из русских переводов. В подлиннике Просперо говорит, что он вернется для того, чтобы каждая третья его мысль была могилой. Финал этой пьесы совсем не так уж светел, как иногда считают. И все же это пьеса о прощании и прощении. Это пьеса прощальная и прощающая, как все последние пьесы Шекспира» [Бартошевич, https://arzamas.academy/materials/1039].
Таким образом, «Буря» — последнее законченное произведение Шекспира. Поскольку оно наполнено глубоким философским подтекстом, некоторые исследователи называют его «поэтическим завещанием Шекспира». В образе Просперо нередко видят самого Шекспира, хотя, скорее всего, у персонажа был другой прототип. Большую роль в сюжете пьесы играет искусство и его целительная сила. Однако, по мысли автора, остановить и хоть немного уменьшить зло, царящее в мире, могут только прощение и милосердие. Возможно, прощение – это единственное, что остается человеку, перед тем, как покинуть этот мир.
Поэтика драмы Шекспира «Буря»
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.