З. Фрейд был убежден в существовании моделей мужского и женского поведения, только придерживаясь которых личность может быть развита гармонично. По его мнению, мужчина должен обладать решительностью, стремиться к соревнованиям, достигать поставленных целей и быть творчески активным. Женщина же должна быть пассивна, но, безусловно, должна обладать большей эмоциональностью и уравновешенностью, чем мужчина. Приверженцы социальной концепции Дж. Мани, Ш. Бёрн, Е. Иоффе, Л. Штылёва, Н. Коростылёва и др. говорят о влиянии на ребенка среды и воспитательного воздействия [2].
А. Маслоу, К. Роджерс, как приверженцы концепции гуманистической психологии, пытались донести идею об индивидуальности и уникальности каждого человека, подражании только тому, что ему интересно.
Изученные концепции позволяют сделать вывод, что современные психологи различных областей психологии изучают особенности мужского и женского пола по разным подходам. Психологи, развивающие традиционный и новый психоанализ, полагают, что формирование пола детей происходит благодаря идентификации себя с мамой или папой. Приверженцы социальной концепции считают, что дети социализируются благодаря повторению кого-то из своей среды. Сторонники когнитивного, познавательного развития доказывают важность самостоятельного познания и подражание определенному полу путем наследования каждой модели поведения [5].
Среди отечественных ученых впервые проблему половозрастного развития дошкольников поставил Б.Г. Ананьев в 1960-х годах. Позднее половозрастное развитие детей дошкольного возраста исследовали и другие отечественные педагоги-психологи (Д.Н. Исаев, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон и другие).
Л. Попова, Н. Коноплёва, Н. Пушкарёва и др. попытались выделить группы детей по гендерным различиям:
– «типичных девочек», (т.е. спокойных девочек и мальчиков, идущих на контакт, слушающихся);
– «типичных мальчиков», (т.е. решительно настроенных детей и мужского и женского пола, в меру агрессивных, наступательных и активных);
– детей с андрогинной моделью поведения, (т.е. в разных ситуациях ребенок может поменять ту или иную модель поведения на противоположенную).
Очевидно, что в разных видах деятельности поведение детей, относящихся к одной из групп, будет отличаться от поведения детей, которые относятся к другой группе [4].
Процент трудности программных задач и интенсивность нагрузок во взаимодействие с детьми необходимо дифференцировать. Ни для кого не секрет, первоначальная социализация детей (сюда относится и половая) формируется в семье, это значит, маму или папу ребенку не заменит ни одна другая социальная роль. Учитывая современные статистические данные, которые свидетельствуют о распаде молодых семей практически в 50 % случаев, появляется вопрос: как социализируется ребенок в неполной семье?
Половозрастная идентификация – основное правило воспитания. С кого же тогда брать пример мальчику, который остался в неполной семье и в силу обстоятельств в раннем возрасте воспитывается мамой или бабушкой, а затем в детском саду и в школе педагоги в основном женского пола? Для того чтоб ребенок мужского пола стал придерживаться нужной модели поведения женщины должны воспитывать в мальчике выносливость, эмпатийность, тактичность, решительность и соревновательность. Но не стоит считать, что у девочек, воспитывающихся без отца, сложится все гладко [6].
Откуда подрастающей девочке из неполной семьи узнать каково это, быть любимой и счастливой супругой? Другими словами, по какой модели поведения в социуме будет происходить ее половозрастная идентификация? Так как отсутствие моделей для половозрастной идентификации опасно, «родители стремятся привить дочери и сыну разный набор поведенческих функций», – пишет Н.Н. Коростылёва [7].
Исследованиями последних десяти лет доносится до педагогов и родителей, что личность ребенка будет совершенна в большей степени, если в «типичных мальчиках» воспитывать сопереживание и сочувствие, а в «типичных девочках» – решительность, твердость, стойкость [5].
Педагоги, родители и все, кто заинтересован в воспитании из детей настоящих мужчин и женщин, должны понимать, что лишь грамотно и осознанно помогая детям в их психосексуальном и нравственном развитии, они добьются поставленной цели. Содержание половозрастного воспитания должно быть направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и возраста, окружающих взрослых и сверстников, овладение половозрастным опытом, ценностями, смыслами и способами половозрастного поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского или мужского своеобразия, половозрастном самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции [17].
Значение деятельности половой социализации правомерно отмечает И.С. Кон. Он считает, что не только близкая семья, но и дружественное общество сверстников оказывают необходимое влияние на половое воспитание ребенка, являясь «исключительно необходимым агентом половой социализации» [9].
Главными механизмами полоролевого воспитания являются половые дифференциации и родовые идентификации.
Половая идентификация — это осознание ребёнком себя, словно представителя определённого пола, закрепление образцов поведения, характерных для женщин и мужчин, включается в общее действие социализации дошкольника. Формирование идентичности пола является результатом сложного действия, соединяющего развитие самосознания, половую социализацию и онтогенез, что отмечали Н.В. Лисенко, А.А. Чекалина, Т.А. Репина, Л.В. Градусова.
Нужно отметить, что половая схожесть включает и научение благодаря наблюдению, но различается с простым подражанием тем, что во время идентификации усваиваются не общие акты поведения, а системный интегрированный образец поведения; распознание происходит спонтанно, без какого-либо подкрепления; поведение, обретенное в процессе идентификации, устойчиво; идентификация основывается на интимной личной связи с моделью, отмечал П. Массен.
К 5 годам, как полагают В. Е. Каган, Д.Н. Исаев, ребёнок образует половую идентичность как совокупность ролевого поведения и переживаний. К этому возрасту ребёнок осознает, что пол — это навсегда, однако в восприятии ребёнка расстояние между ним и зрелыми людьми его пола существенно больше, чем между сверстниками другого пола и им самим. Вот почему так важно именно в среднем дошкольном возрасте основывать работу по полоролевому развитию уже не на житейском уровне, как объявляется в исследованиях, а более тонком — ценностном отношении к женщине и мужчине.
Подпункт в курсовой работе! «Педагогический мониторинг»»
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.