В ходе анализа важная роль отводится выявлению влияния факторов на уровень финансовых результатов предприятия с позиции величины затрат в экономическом анализе. Так, среди факторов перового порядка, влияющих на прибыль, следует выделить: объем реализованных товаров, продукции, работ, услуг; среднереализационные цены; удельные переменные затраты, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг; общая сумма постоянных затрат.
Факторную модель прибыли для предприятия можно представить в виде формулы (1.7):
(1.7)
где: ОР – общий объем производства и реализации товаров, продукции, работ, услуг, натуральных единиц;
Удi – удельный вес реализации отдельного вида товара, продукции, работ, услуг, доли единицы;
Цi – среднереализационные цены, ден. ед.;
Зпер.1ед.i – удельные переменные затраты, которые приходятся на одну единицу товара, продукции, работ, услуг, ден. ед.;
Зпост – общие постоянные затраты, ден. ед.
Исходя из приведенной факторной модели, влияние выделенных факторов может быть определено методом цепной подстановки.
Поскольку относительным показателем прибыли является рентабельность продаж, то, на основе полученных выводов, ее факторную модель можно представить в следующем виде: