При планировании рабочего времени работодатели любых организационно-правовых форм не могут превышать установленные нормы рабочего времени на соответствующий отчетный период (выбор учетного периода является правом работодателя). Если фактическое время работы превысит рабочее время, запланированное рабочим графиком (сменой) на установленный отчетный период, то такое время считается сверхурочным.
1.3. Дефицит рабочего времени
Дефицит рабочего времени — нехватка временных ресурсов, вызванная ненадлежащей организацией деятельности работника или неграмотной организацией действий со стороны руководства, что приводит к спешке, задержке работы, задачам, плохой работе, потере производства, браку и т. д., что в конечном итоге существенно влияет на эффективность и результаты всего предприятия.
Можно выйти из этого замкнутого круга, только начав планировать свое время, и для этого необходимо выяснить, на что тратится время, и определить основные причины нехватки времени.
Они заключаются в следующем:
«Воры времени» — непредвиденные и из-за недостаточного бизнес-планирования. Крупнейшими ворами времени являются телефонные звонки, незваные посетители, дела, за которые берется менеджер, потому что он не может отклонить запрос. Все это занимает много времени и отвлекает от действительно важных дел.
Суетливость. Это результат плохой организации дня, иногда это также зависит от импульсивности и характеристик человека.
Слабая мотивация к работе. Следствием этого является низкая производительность, которая создает хроническую нехватку времени.
Постоянная спешка. В состоянии постоянной спешки менеджерне успевает сосредотачиваться на той задаче, которую он выполняет в данный момент. Он идет по тому пути, который первым пришёл на ум, вместо того, чтобы подумать о других, возможно более рациональных способах решения данной задачи.
Отсутствие четкого разделения работ по степени их важности. В то же время менеджер начинает заниматься самыми легкими и приятными, не так важными вещами. В результате ему не хватает времени для решения важных, перспективных задач.
Постоянные доработки дома. Работа менеджера в некоторой степени связана с умственной деятельностью, поэтому трудно разделить психические процессы, связанные с этой деятельностью, на те, которые выполняются во время работы. Это приводит к проникновению рабочего времени в свободное. При этом менеджер не успевает отдыхать, что сказывается на его работоспособности и здоровье.
Большой поток рутинных дел, часто срочных, работа над которыми занимает много времени.
Можно сделать следующие выводы по первой глав: планирование рабочего дня — это инструмент, который не только делает возможным эффективное использование рабочего времени, но и сокращает его. Это не банальный список дел, который нужно заполнять в строгом порядке. Планирование — это способность решать, что нужно делать, когда и почему.
Поэтому грамотное планирование не только структурирует все, что делает человек за один день, но и экономит время. Прежде всего, нужно делать самые важные вещи — это главное правило управления временем. Это полезно для любого человека, который имеет свободное время на работе и не имеет четкого графика, чтобы правильно распределить свое время.