Успешность бюджетирования во многом зависит от слаженной работы подразделений в процессе планирования, а затем и от того, насколько правильно проводится план-фактный анализ отчетности, основанной на принятых ранее бюджетах. В настоящее время есть разные подходы к организации эффективного взаимодействия различных подразделений, бизнес-единиц, центров финансовой ответственности (ЦФО). Особенно сложной задача становится в случае разноформатного бизнеса, мультибрендовой компании, слияниях и поглощениях. Для этих целей разрабатывается матрица ответственности на основе сформированной и согласованной ранее финансовой структуры с выделением ЦФО. Если компания мультибрендовая, имеет несколько направлений деятельности, то необходимо заранее разработать единую классификацию затрат с разбивкой по зонам ответственности (в разрезе ЦФО). Матрица ответственности может представлять собой таблицу, где отражены ЦФО и расходы по статьям (с описанием сути расходов), различия по брендам (если есть) и комментарии, касающиеся общекорпоративных расходов. Для ретейла в целях унификации углубленного анализа расходов и природы их возникновения целесообразно разделить расходы на розничные, логистические и общекорпоративные. Также для стандартизации и ясного представления о бюджетном процессе можно регулярно составлять документ (бюджетное послание) с основными вводными данными, включающими следующие пункты: единый календарь, целевые финансовые результаты, макроиндикаторы (влияющие на планирование), основные драйверы выручки, маржи и расходов, целевые нормативы по статьям затрат для функций. Для малого и среднего предприятия возможно «взять на вооружение» такой инструмент, как матрица ответственности за бюджет, ее можно построить на основе организационной структуры, если финансовая структура (по ЦФО) не имеет смысла и не применяется. Необходимо внимательно относиться к вопросам адаптации персонала к новой системе бюджетирования.
Если персонал готов к внедрению, то будет меньше конфликтов между подразделениями и существенно снизится вероятность неприятия персоналом новшеств в области планирования.
Выводы
Бюджетирование – это широкое понятие, которое затрагивает не только крупные фирмы, но и отдельное физическое лицо. Причём последнее может влиять не только на собственный бюджет, но и выступать двигателем экономических программ на уровне государства.
Систему бюджетирования целесообразно внедрять в крупных организациях, где ей занимаются несколько отделов, которые подконтрольны руководству.
В том случае, если предприятие состоит из нескольких отделов и работает малое число персонала, то можно оставить лишь отчеты от руководства. Это занимает мало времени, а эффективность при этом высокая.
Планирование баланса предприятия на конец бюджетного периода
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.