Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Отметим, что помимо всего прочего, в отечественной социально-психологической науке в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека»[4].
Л.С. Рубинштейн полагал, что основным компонентом перцептивного общения является «расшифровка» внешних данных собеседника, которая происходит через рефлексию и идентификацию, после чего устанавливается тесная связь и образовывается эмпатия.
Итак, изучаемому понятию посвящено огромное множество трудов и исследований. А именно, на становление понятия социальной перцепции сильнейшее влияние оказали такие ученые, как Э. Блейер, У. Джемс, Г. Келли, Ч. Кули, Дж. Мид и др.
Интересный подход развивают Л. Росс и Р. Нисберт, акцентируя внимание на том, что в условиях «власть ситуации» проявляется гораздо сильнее, чем личностные особенности людей. Вследствие этого имеет место фундаментальная ошибка атрибуции, заключающаяся в переоценке личностных черт и недооценке значения ситуации [9].
В отечественной психологии проблема социальной перцепции была подробно описана Фомиченко А.С.
Говоря об особенностях социальной перцепции, важно учесть, что в процессе межличностного восприятия и понимания человека человеком, формируется определенный набор установок, обобщений, а также эталонов, который позволяет в ситуации взаимодействия с другими людьми относить их к определенной категории. Такими механизмами являются эмпатия, проецирование, идентификация, стереотипизация, атрибуция, рефлексия, обратная связь, эффект ореола, новизна-первичность, атракция.
А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические, этнонациональные, социальностатусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие. Отметим, что благодаря стереотипизации происходит формирование социальной установки.
Механизм проецирования, в свою очередь, заключается в неосознанном
наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.[8]
Говоря об идентификации, отметим, что в отличие от проецирования она связана с целенаправленной постановкой себя на место другого.
Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
Обратная связь трактуется как сообщение партнеру по общению, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.[5]
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее позитивное впечатление приводит к положительным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот.
Эффекты «первичности» и «новизны» касаются значимости определенной последовательности предъявления информации об индивиде для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой.
Под аттракцией понимается процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса или некоторое качество отношения.
Особенно важная роль в понимании перцептивной стороны общения отводится каузальной атрибуции, где процесс межличностного познания сводится к стремлению индивидов построить определенную систему интерпретации поведения друг друга, в частности его причин[11]. Основателем каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, который был убежден, что люди стремятся приписать поведение внутренним или внешним причинам. Кроме того, можно отметить и ряд других авторов, которые проводили значительные исследования в этой области: Э. Джоунз и К. Дэвис и др.
Г. Келли в результате исследования данного феномена пришел к выводу, что процесс атрибуции зависит от степени важности события, а так же от того, выступает ли субъект познания участником события или его наблюдателем и т. д. [14].
По мере развития положений каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание теории. Если ранее речь шла о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности.
Таким образом, на основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия.
Перцептивная сторона общения
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.