На первый план старшие школьники выдвигают мотивы, которые определяют представления об их будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Заметно развиваются мотивы самообразования.
Растет значимость широких социальных мотивов, однако, не у всех учеников. У многих проявляются элементы социальной незрелости, потребительства и иждивенчества. Немаловажную роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями, но вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. Однако, наблюдается, что в целом в этом возрасте общее отношение к учению положительное.
Факторы, способствующие процессу обучения [2]:
потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; становление социальных мотивов гражданского долга;
тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
потребность в осознании себя как целостной личности. Оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
необходимость самоограничения;
становление целеполагания;
интерес ко всем формам самообразования;
избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Факторы, препятствующие процессу обучения [Там же]:
устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
В данном возрасте характерно завершение формирования самосознания, что предполагает особое отношение личности к самому себе. В свою очередь, это связано с высоким уровнем интеллектуального развития личности.
Учитывая то, что мировоззрение ученика формируется именно в старшем школьном возрасте, преподавателю необходимо в полной мере донести до сознания занимающихся комплексное отношение к развитию и культивации в себе чувства учебной мотивации и мотивации в получении новых знаний.
Занятия должны использоваться как средство всестороннего развития личности, для подготовки к труду и защите Родины, а не быть для них самоцелью. В этом возрасте закрепляются нравственные основы школьника. Занятия с педагогом играют здесь значительную роль, так как в ходе учебного процесса у детей воспитываются чувство патриотизма, коллективизма, а также ответственность, честность и справедливость [11].
Самовоспитание старших школьников, в отличие от подростков, направленно на формирование определенного целостного морального облика.
Самовоспитание приобретает характер систематичности, направленный на совершенствование качеств личности с учетом его профессионального самоопределения. Тем не менее, им тоже необходим контроль и умелое руководство учителя-педагога. Преподавателю следует помочь выявить школьнику имеющиеся у него недостатки, а также выбрать соответствующую программу по самовоспитанию и сформулировать правила, которых он должен придерживаться. При этом необходимо контролировать данные результаты, осуществляемые как самим школьником, так и учителем.
Воспитание учеников старшего школьного возраста должно строиться на основе личностного подхода. Данный подход учитывает индивидуальные психологические особенности занимающихся, предусматривает отношение к занимающимся как к ответственной и самостоятельной личности. Компетентный педагог должен видеть и находить в каждом воспитаннике нечто ценное, свойственное только ему, «подбирать ключик» ко всем индивидуально, что существенно повысит мотивацию и любовь школьников к занятиям физической культурой. Личностный подход в воспитании предполагает, что личность учителя-педагога имеет большое значение в формировании положительных качеств у занимающихся.
К. Д. Ушинский указывал, что в воспитании все должно основываться на личности учителя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Завершением воспитания старшеклассников является сформированная личность, которая должна обладать [20]:
Отношение с учителем как фактор мотивации учебной деятельности у старших подростков
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.