Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Отношение с учителем как фактор мотивации учебной деятельности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Г. Розенфельд выделил следующие разновидности мотивации учения: обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к предмету преподавания; обучение без личных интересов и пользы; обучение для социальной идентификации; обучение ради успеха или во избежание страха неудач; обучение по принуждению или под давлением; обучение, основывающееся на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах; обучение для достижения цели в повседневной жизни; обучение, основывающееся на социальной цели, требованиях и ценностях [1, с. 58-60].
Очень важно научиться стимулировать развитие мотивационной сферы при помощью системы психологически продуманных приемов. М. Лукьянова считает, что общий смысл развития учебной мотивации школьников заключается в том, чтобы перевести учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к обучению в действенному, осознанному, ответственному, то есть положительному, где объектом формирования являются все компоненты мотивационной сферы и все аспекты умения учиться. А именно: мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики; цели и их качества (новая, перспективная, выборочная, регулирующая деятельность); эмоции (положительная, стойкая, регулирующая деятельность); умение учиться и его характеристики (знания, состояние учебной деятельности и т.д.) [13, с. 26].
Соответственно формирование мотивационного поля состоит из нескольких блоков и адекватных им приемов их формирования:
а) мотивационного, который направлен на осознание школьником того, ради чего учиться и что его побуждает к учебе:
— создание ситуации свободного выбора нескольких разнонаправленных мотивов;
— создание разнонаправленных мотивов (соподчинение мотивов с конфликтом)
— создание ситуации выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнования и тому подобное);
— создание ложного выбора (предлагается выбор между двумя в равной степени неверными альтернативами, которые отражают противоположные склонности);
б) целевого, обучающего учеников умению ставить цели и достигать их в обучении:
— создание ситуации целеобразования в учении;
— создание ситуации формирования установок на выполнение конкретных операций;
в) эмоционального, развивающего положительные эмоциональные переживания школьника в учебной деятельности. Для этого могут быть использованы следующие приемы:
— задача «Незавершенные рассказы на школьные темы» (неожиданный вызов к доске, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски, ослабленный контроль учителем работы ученика у доски);
— подбор нетяжелых, но увлекательных заданий, которые создают в классе особое радостное настроение, приподнятое состояние, позволят уйти от напряжения;
— задача ученику описать, проговорить свое эмоциональное состояние в наиболее напряженные, проблемные моменты урока;
— демонстрация учителем разнообразия переживаемых на уроке эмоций, произнесения их вслух для учеников (демонстрация собственной эмоциональной открытости), развитие в себе эмоциональной выразительности (вербальными и невербальными средствами);
г) познавательного, который формирует навыки самообучения:
— включение учащихся в коллективную форму деятельности;
— привлечение учащихся к оценке деятельности и адекватной самооценке;
— сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
— поощрение познавательной активности учащихся и создание творческой атмосферы;
— заинтересовать изложением учебного материала (необычная форма представления материала, эмоциональность речи учителя, применение интересных примеров);
— умелое применение поощрения и наказания.
Внутри каждого блока самоорганизовывается работа по актуализации и коррекции бывших мотивов, стимуляции новых мотивов и появления у них новых качественных характеристик [7, с. 84-85].
Итак, образовательные мотивы могут находиться в различных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действий

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.