Дети и молодежь являются интеллектуальным, духовным, нравственным потенциалом страны. В связи с чем, именно характер их экологического мировоззрения является условием движения общества к ноосферному будущему, предполагающему гармоничное развития государства с учетом приоритетов проблемы сохранения и восстановления природных ресурсов.
В последние годы психологическая наук и, в частности, социальная психология, приобретает ярко выраженную прикладную направленность. При этом важным и, во многом, опосредствующим все остальные компоненты личностной активности, оказался вопрос взаимодействия природы и человека, позволяющий более рельефно проявиться личностным особенностям человека. Другими словами, отношение к природе и экологически грамотное поведение должны стать частью субъективного образа «Я» личности, войти в систему его ценностей и жизненных приоритетов.
Следует отметить, что на сегодняшний день в психологическом и философском плане проблема экологического сознания разделилась на области «человек и природа в целом» и «человек как природный объект» [Ягодин Г.А.].
Актуальные вопросы гармоничного развития в рамках сохранения природных богатств поднимали Н.И. Вавилов и В.И. Вернадский. Проблемами движения общества по пути экологического развития и предотвращения глобального экологического кризиса занимались такие ученые, как Ю.А. Барклянский, П.Н. Виноградов, Е.А. Ганьшина, А.Л. Журавлев, В.А. Иванников, А.А. Калмыков и др. Аспекты модернизации отечественной системы образования в направлении формирования экологического сознания молодежи рассмотрены в работах С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, О.А. Игнатьевой, О.Л. Кузнецова, Г.А. Ягодина, О.Н. Яницкого и других исследователей. При этом наименее разработанными оказались вопросы субъектной позиции личности по отношению к практической экологосообразной деятельности.
В этой связи целью нашего исследования стало изучение субъектной позиции учащейся молодежи и взаимосвязи ее с отношением к экологическим проблемам.
Объект исследования: субъектная позиция учащейся молодежи в отношении экологических проблем.
Предмет исследования: социально-психологический компонент субъектности как фактор, определяющий экологическое сознание молодежи.
В ходе работы над проблемой были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую и социальную литературу, посвященную экологическому сознанию молодежи.
Дать характеристику философской трактовки субъектности.
Дать определение субъектности с точки зрения психологии.
Рассмотреть основные принципы операционализации субъектной позиции личности в психологической науке.
Привести основные положения философского и психологического понятия отношения к природе.
Охарактеризовать субъективное отношение молодежи к экологическим проблемам современности.
Теоретическая значимость и новизна работы состоит в одновремненном рассмотрении и сопоставлении психологических, социальных и философских аспектов решения проблемы субъективного отношения к природе как фактора формирования экологического сознания молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования приведенных данных при разработке программ экологического воспитания и образования молодежи.
отношени к экологическим проблемам
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.