В России функционирует 25 ОЭЗ (рис. 2). За 12 лет работы в ОЭЗ зарегистрировали около 650 резидентов, где более 100 организаций с участием иностранного капитала из 35 государств. За это время общие объемы заявленных инвестиций составили около 850 млрд рублей, вложенных инвестиций – более 260 млрд. рублей, создали около 25 тысяч рабочих мест, уплатили около 67 млрд. рублей налоговых и таможенных платежей.
Рисунок 2 – Количество ОЭЗ, действующих в России
Все ОЭЗ наделяются специальным юридическим статусом, дающим инвестору ОЭЗ налоговые льготы и таможенные преференции, а также гарантирующим доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвестора при реализации проекта в ОЭЗ в среднем на 30% меньше, чем по РФ.
В ОЭЗ созданы комфортные условия для развития предпринимательства, реализации инвестиционного проекта, создания новой промышленной и высокотехнологичной продукции.
Эволюция особых экономических зон в России
Идея создания СЭЗ в России изначально стала воплощаться в жизнь в 80-х гг. XX в. Правительство СССР выступало с инициативой разработки концепции СЭЗ, которая была бы единой на всей стране и выступала в качестве структурной части внешней политики страны в экономической сфере. Заметим, что Правительство СССР предполагало простимулировать развитие и расширение взаимоотношений СССР с иностранными государствами. Первоначально предполагали создать зону совместного предпринимательства, располагающуюся на малой по площади территории, однако с большой численностью организаций с иностранным участием. Главные задачи зоны совместного предпринимательства следующие: расширять производство наукоемкой продукции при помощи соединения советских технологий и иностранного капитала, активизации внешнеэкономической деятельности, для максимально быстрого включения РСФСР в мировые экономически связи, повышения конкурентоспособности национального производителя, роста притока валюты как от экспорта продукции.
В 1990 году создали Международную ассоциацию развития СЭЗ и Консультативный совет по СЭЗ при Антимонопольном комитете, который назначили ответственным за создание СЭЗ в СССР. В 1990 года в РСФСР создали 13 СЭЗ, не уступавшим существующим тогда мировым аналогам ни в экономическом потенциале, ни в преимуществе географического положения. В большинстве своем, СЭЗ размещались в центрах крупных экономических районов государства, имеющих связь как с иными районами РСФСР, так и с зарубежными странами. В созданных СЭЗ также существовали железнодорожные узлы, морские и крупные речные порты. Статус СЭЗ закрепили в 11 регионах, общей площадью 1 млн кв. км (7% всей территории) с 18,5 млн человек (13% граждан России в тот период).
Невзирая на все ожидания, образованные СЭЗ были недостаточно результативными. Это явилось следствием низкого уровня инфраструктурного развития, недостаточности финансирования со стороны государственных органов, непривлекательным инвестиционным климатом СЭЗ, экономическим и политическим кризисом в СССР, коррупционных правонарушений. Отсутствие ожидаемого результата вызвало желание прекратить деятельность СЭЗ изначально на некоторый промежуток времени, а потом отменить этот институт. Отменить СЭЗ не получилось, однако государственное финансирование долгосрочной программы их развития прекратили.
Либерализация государства привела к понижению объемов и значимости таможенных льгот, что также сыграло отрицательное значение в оценке деятельности СЭЗ. Подписанный в 1992 году Указ «О некоторых мерах по развитию СЭЗ» восстановил правовой статус СЭЗ. Указ создал механизм дополнительного финансирования зон при помощи бюджетного кредита и перечисления части средств от приватизации в фонд развития зоны.
Следующий этап в создании СЭЗ в России связан с Указом Президента, который был опубликован в 1993 году и ограничивал максимальные размеры создаваемых территорий СЭЗ до 1-2 кв.км. Отметим, что создание СЭЗ на большой по площади территории не приносило положительного результата. Государственные органы продолжали поддерживать четыре СЭЗ, созданные в 1990-х годах: «Находка», «Сахалин», «Ева», им предоставляли налоговые льготы. Для «Янтаря» были предоставлены таможенные льготы.
В 1996 году в России существовало 18 СЭЗ, а в 2017 году уже 24. Стоит отметить, что ряд целей, поставленных перед СЭЗ, был отчасти достигнут: стал выше приток иностранного капитала в Россию, увеличилась численность совместных предприятий в таких городах, как Находка, Калининград и др. Однако потребовалась доработка как законодательной базы о СЭЗ, так и организационных, информационных и методических вопросов их функционирования.
Не только представленные проблемы мешали СЭЗ занять предусмотренное для них место в экономической системе государства. В СЭЗ часто имели место нарушения законодательной базы со стороны хозяйствующих субъектов в отношении их инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности. Представленное обстоятельство стало основной для развития теневого бизнеса, через СЭЗ «выкачивали» стратегическое сырье, зарубежную валюту и ресурсы, представленные в дефиците. Создание СЭЗ по инициативе федерального центра без подготовки к этому субъектов превратило СЭЗ в базу для утечки капитала.
Таким образом, на территории государства был выявлен ряд препятствий для результативного применения СЭЗ в России.
Во-первых, ошибкой стало создание СЭЗ на больших по площади территориях, что лишило Правительство возможности обеспечивать инфраструктурное обустройство.
Во-вторых, несоответствующие реальности налоговые, таможенные и валютные условия с целью создания СЭЗ и их последующего развития.
В-третьих, недостаточное разграничение полномочий между разными ведомствами вызвало дублирование их контролирующего функционала. В отдельных ситуациях нормативные требования, предъявляемые к проектированию, созданию и последующему функционированию СЭЗ были во много раз завышены.
Возможно, первоначальной ошибкой явился односторонний фискальный подход, желание получать максимальные доходы в государственный бюджет и абсолютное игнорирование интересов инвестора.
Допущенные раньше ошибки в современной России учли, и подход к созданию СЭЗ был пересмотрен в 2005 году в Федеральном законе № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Предполагалось создавать территории, именуемые Особыми экономическими зонами и отвечающие национальной специфике.
При вступлении Закона об ОЭЗ в силу (27 августа 2005 г.) из ранее созданных зон стали функционировать лишь 2 ОЭЗ: в Калининградской и Магаданской областях. Оставшиеся зоны должны были разработать проект, рассмотрение которого происходило в конкурсном режиме, после чего принимали решение о сохранении статуса некоторой СЭЗ.