Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особые экономические зоны, как инструмент регионального управления. (Московская область)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В России функционирует 25 ОЭЗ (рис. 2). За 12 лет работы в ОЭЗ зарегистрировали около 650 резидентов, где более 100 организаций с участием иностранного капитала из 35 государств. За это время общие объемы заявленных инвестиций составили около 850 млрд рублей, вложенных инвестиций – более 260 млрд. рублей, создали около 25 тысяч рабочих мест, уплатили около 67 млрд. рублей налоговых и таможенных платежей.

Рисунок 2 – Количество ОЭЗ, действующих в России
Все ОЭЗ наделяются специальным юридическим статусом, дающим инвестору ОЭЗ налоговые льготы и таможенные преференции, а также гарантирующим доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвестора при реализации проекта в ОЭЗ в среднем на 30% меньше, чем по РФ.
В ОЭЗ созданы комфортные условия для развития предпринимательства, реализации инвестиционного проекта, создания новой промышленной и высокотехнологичной продукции.

Эволюция особых экономических зон в России

Идея создания СЭЗ в России изначально стала воплощаться в жизнь в 80-х гг. XX в. Правительство СССР выступало с инициативой разработки концепции СЭЗ, которая была бы единой на всей стране и выступала в качестве структурной части внешней политики страны в экономической сфере. Заметим, что Правительство СССР предполагало простимулировать развитие и расширение взаимоотношений СССР с иностранными государствами. Первоначально предполагали создать зону совместного предпринимательства, располагающуюся на малой по площади территории, однако с большой численностью организаций с иностранным участием. Главные задачи зоны совместного предпринимательства следующие: расширять производство наукоемкой продукции при помощи соединения советских технологий и иностранного капитала, активизации внешнеэкономической деятельности, для максимально быстрого включения РСФСР в мировые экономически связи, повышения конкурентоспособности национального производителя, роста притока валюты как от экспорта продукции.
В 1990 году создали Международную ассоциацию развития СЭЗ и Консультативный совет по СЭЗ при Антимонопольном комитете, который назначили ответственным за создание СЭЗ в СССР. В 1990 года в РСФСР создали 13 СЭЗ, не уступавшим существующим тогда мировым аналогам ни в экономическом потенциале, ни в преимуществе географического положения. В большинстве своем, СЭЗ размещались в центрах крупных экономических районов государства, имеющих связь как с иными районами РСФСР, так и с зарубежными странами.   В созданных СЭЗ также существовали железнодорожные узлы, морские и крупные речные порты. Статус СЭЗ закрепили в 11 регионах, общей площадью 1 млн кв. км (7% всей территории) с 18,5 млн человек (13% граждан России в тот период).
Невзирая на все ожидания, образованные СЭЗ были недостаточно результативными. Это явилось следствием низкого уровня инфраструктурного развития, недостаточности финансирования со стороны государственных органов, непривлекательным инвестиционным климатом СЭЗ, экономическим и политическим кризисом в СССР, коррупционных правонарушений. Отсутствие ожидаемого результата вызвало желание прекратить деятельность СЭЗ изначально на некоторый промежуток времени, а потом отменить этот институт. Отменить СЭЗ не получилось, однако государственное финансирование долгосрочной программы их развития прекратили.
Либерализация государства привела к понижению объемов и значимости таможенных льгот, что также сыграло отрицательное значение в оценке деятельности СЭЗ. Подписанный в 1992 году Указ «О некоторых мерах по развитию СЭЗ» восстановил правовой статус СЭЗ. Указ создал механизм дополнительного финансирования зон при помощи бюджетного кредита и перечисления части средств от приватизации в фонд развития зоны.
Следующий этап в создании СЭЗ в России связан с Указом Президента, который был опубликован в 1993 году и ограничивал максимальные размеры создаваемых территорий СЭЗ до 1-2 кв.км. Отметим, что создание СЭЗ на большой по площади территории не приносило положительного результата. Государственные органы продолжали поддерживать четыре СЭЗ, созданные в 1990-х годах: «Находка», «Сахалин», «Ева», им предоставляли налоговые льготы. Для «Янтаря» были предоставлены таможенные льготы.
В 1996 году в России существовало 18 СЭЗ, а в 2017 году уже 24. Стоит отметить, что ряд целей, поставленных перед СЭЗ, был отчасти достигнут: стал выше приток иностранного капитала в Россию, увеличилась численность совместных предприятий в таких городах, как Находка, Калининград и др. Однако потребовалась доработка как законодательной базы о СЭЗ, так и организационных, информационных и методических вопросов их функционирования.
Не только представленные проблемы мешали СЭЗ занять предусмотренное для них место в экономической системе государства. В СЭЗ часто имели место нарушения законодательной базы со стороны хозяйствующих субъектов в отношении их инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности. Представленное обстоятельство стало основной для развития теневого бизнеса, через СЭЗ «выкачивали» стратегическое сырье, зарубежную валюту и ресурсы, представленные в дефиците. Создание СЭЗ по инициативе федерального центра без подготовки к этому субъектов превратило СЭЗ в базу для утечки капитала.
Таким образом, на территории государства был выявлен ряд препятствий для результативного применения СЭЗ в России.
Во-первых, ошибкой стало создание СЭЗ на больших по площади территориях, что лишило Правительство возможности обеспечивать инфраструктурное обустройство.
Во-вторых, несоответствующие реальности налоговые, таможенные и валютные условия с целью создания СЭЗ и их последующего развития.
В-третьих, недостаточное разграничение полномочий между разными ведомствами вызвало дублирование их контролирующего функционала. В отдельных ситуациях нормативные требования, предъявляемые к проектированию, созданию и последующему функционированию СЭЗ были во много раз завышены.
Возможно, первоначальной ошибкой явился односторонний фискальный подход, желание получать максимальные доходы в государственный бюджет и абсолютное игнорирование интересов инвестора.
Допущенные раньше ошибки в современной России учли, и подход к созданию СЭЗ был пересмотрен в 2005 году в Федеральном законе № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Предполагалось создавать территории, именуемые Особыми экономическими зонами и отвечающие национальной специфике.
При вступлении Закона об ОЭЗ в силу (27 августа 2005 г.) из ранее созданных зон стали функционировать лишь 2 ОЭЗ: в Калининградской и Магаданской областях. Оставшиеся зоны должны были разработать проект, рассмотрение которого происходило в конкурсном режиме, после чего принимали решение о сохранении статуса некоторой СЭЗ.

Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜