В постнатальном онтогенезе может возникнуть речевой дефицит, в основе которого лежат нарушения, возникшие ещё в пренатальном периоде. Речевой дефицит отличается от афазии отсутствием повреждений корковых речевых центров. Речевой дефицит включает следующие расстройства развития речи: детскую дисфазию, задержанное речевое развитие. Дисфазия является частью клинической картины задержки психомоторного развития, поскольку это расстройство развития речи сопровождается нарушением речедвигательной системы. Дети с дисфазией молчаливы, замкнуты, несмелы, разговаривают короткими предложениями. Ведущим симптомом этого нарушения развития ребёнка является затруднённое озвучивание мыслей, чувств, следов памяти, наблюдаемых явлений.
Дети с дисфазией для формулирования мысли часто не находят нужных слов. Сверстники их сторонятся из-за потери коммуникативной способности. Большинство детей с дисфазией имеет отклонения в электроэнцефалографии, депрессии. По данным исследований с помощью магнитно-резонансной и компьютерной томографии при дисфазии выявлено отсутствие обычной асимметрии полушарий. Для таких детей характерно нарушение полушарного доминирования, дисфункция левого полушария, что является причиной детской дисфазии, а в дальнейшем — дислексии (нарушения чтения слов). Различают также пролонгированные нарушения психического развития в детском возрасте. Пролонгированные нарушения развития отдельных психических функций называют дизонтогенезом. Различают следующие формы дизонтогенеза: отставание в развитии (минимальные мозговые дисфункции, задержка психического развития); аутистическое расстройство; неспособность к обучению (в детском возрасте — трудности при изучении букв, овладении чтением, счётом); гиперактивность и дефицит внимания.
Минимальные мозговые дисфункции (далее — ММД) рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, симптомом которых являются асинхронии (возрастная незрелость отдельных высших корковых функций). Термин «минимальная мозговая дисфункция» используется в том случае, когда функциональные последствия поражения мозга ребёнка очевидны, но структурные изменения не выявлены с помощью современных методов исследования, поэтому явных доказательств поражения мозга нет [3].
Выделены две группы нарушений психического развития и поведения, которые обусловлены ММД: 1) нарушения развития ребёнка (расстройства развития речи, моторики, навыков дошкольника); 2) поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста (нарушения поведения). ММД могут быть связаны с поражением различных зон коры мозга, обусловливающих задержку развития таких психофизиологических процессов, как память, внимание, восприятие, аналитикосинтетическая деятельность. ММД исследователи рассматривают как остаточные состояния, ещё не прошедшие в позднем дошкольном возрасте, возникшие при патологии беременности и родов, нейроинфекциях, травмах. При этом отмечаются минимальные признаки повреждения центральной нервной системы ребёнка. Основными симптомами ММД являются отставания в развитии отдельных психических функций: ослабление внимания, нарушения восприятия, трудности научения, нарушения эмоций и поведенческие нарушения.
Следует отметить роль средовых факторов в нарушениях психического развития при наличии ММД. При органической патологии мозга для нормализации психического развития важную роль играют средовые факторы, в том числе социальные, влияние которых направлено на то, чтобы нивелировать неблагополучное психическое развитие. К таким факторам относятся семейные отношения, стиль воспитания ребёнка, эмоциональный комфорт дома. Они способствуют социально-психологической адаптации ребёнка.
При отсутствии благоприятной социальной ситуации развития ребёнка высока вероятность появления вторичных нарушений психического развития, проявляющихся в возникновении негативных личностных установок, в трудностях формирования многих навыков и умений. Такие отклонения обычно проявляются в критические периоды жизни, когда происходит смена одних видов деятельности на другие, например при переходе к учебной деятельности в класс с углублённым изучением предметов, к обучению на сложном факультете, переход на трудную работу. Повреждения мозга в детском возрасте, в период его созревания, на более позднем этапе возрастного развития приводят к таким нарушениям психического развития, как синдром задержанного и нарушенного развития. Синдром задержанного и нарушенного развития проявляется в виде задержки психического развития.
Среди множества факторов нарушений психического развития следует выделить две группы: 1) биологические; 2) средовые (в частности, социального характера). К биологическим относятся внутриутробные нарушения, патология родов, действие наркогенных веществ, различные интоксикации, травмы черепа. К средовым — вредные экологические влияния, педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания и низкое качество жизни, скудное питание. Под влиянием этих факторов может происходить нарушение развития отдельных психических функций.
Термин «задержка психического развития» применяют в отношении тех детей, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем и нервной системы, но при этом отстают в развитии психики от своих сверстников, плохо успевают в школе, имеют проблемы в поведении и здоровье.
Различают два клинических варианта: 1) обусловленные остаточными проявлениями органического повреждения мозга и функциональной незрелостью нервной системы; 2) обусловленные педагогической запущенностью, отсутствием реализации потенциальных способностей к обучению и развитию личности. Задержанное развитие может иметь временный, обратимый характер.
Среди многообразия нарушений поведения в детском возрасте следует отметить: гиперактивность и дефицит внимания, тики, фобии, негативизм, нарушения пищевого и питьевого поведения.
Особенности высших психических функций и социальная адаптация у воспитанников детских домов
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.