Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно, интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка [11, с.175-182]. В среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче [18, с.123].
В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. Продолжают развиваться навыки слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у ребят формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается художественный вкус. К первому классу дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Разносторонне образованный музыкант и известный ученый Б. J1. Яворский отмечал, что «в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь». В этой связи очень важным является умение дать словесную оценку музыке. Уже к шести годам у детей формируется способность мотивированно оценивать музыкальное произведение. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, какие эмоции и настроения вызывают у них звуки музыки. Дети могут не только различать общую эмоциональную окраску мелодии, но и определять средства ее выразительности (интонацию, характер, темп, тембр, динамику), контрастные образы (грустно — весело, быстро — медленно, громко — тихо).
К началу обучения в школе дети должны владеть основными музыкальными терминами (композитор, дирижер, хор, оркестр и т. д.), уметь объяснить их значение, называть две-три фамилии наиболее известных композиторов-классиков и их музыкальные произведения, различать вокальную и инструментальную музыку. Большое значение в подготовительном к школе периоде придается развитию певческих навыков старших дошкольников. У них формируются исполнительские умения: улучшается чистота интонирования мелодии песни и артикуляция, певческое дыхание [7].
В целом у детей старшего дошкольного возраста активно развивается речь, мышление, голосообразующий аппарат, музыкальные способности в целом. Использование речевых, вокальных и мелодических удобств народной музыки позволяет сделать этот процесс формирования музыкального восприятия детей естественным и непринужденным. Усвоенные ребенком навыки восприятия и воспроизведения народной музыки легко переносятся на ее взаимодействие с музыкой других стилей и направлений.
Особенности восприятия музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.