Первые впечатления детей о книге во многом зависят от качественного выполнения взрослым литературного произведения. Относительно художественного чтения произведения уместно вспомнить рекомендации Н.С Карпинской. Задача воспитателя, по мнению ученого — добиться такого исполнения произведения, чтобы дети могли воспринять не только содержание, но и художественную форму произведения, его образный язык, мелодичность, ритм, рифму [9].
Но простое слушание литературного произведения не будет иметь большого влияния на ребенка. Педагог должен целенаправленно управлять детским восприятием, ведь слушание — очень сложный процесс. Он требует от ребенка напряженного внимания, памяти, привлечения воспроизведенного внимания, без которого понимание содержания, прочитанного не будет полным. Именно на основе возникающих чувств, переживаний у детей формируется правильное отношение к фактам, героям, событиям, соответствующая их оценка.
1.3. Художественная литература как средство формирования духовного мира дошкольника
Художественная литература была и остается одним из важных средств воспитания личности в дошкольном детстве. Маленькие дети любят слушать сказки, читать книги, запоминать стихи не менее чем играть, рисовать, танцевать и пр. Момент, когда книга входит в жизнь ребенка как духовная потребность является началом самовоспитания мыслей, чувств, взглядов, убеждений [19].
Художественная литература имеет большое влияние на формирование мировоззрения ребенка, она учит детей, побуждает их к благородным поступкам — формирует нравственные качества личности. Так, познакомившись с книгой о великих достижениях людей, героях труда у ребенка возникает желание подражать им, воспитываются определенные черты характера: воля, смелость, умение преодолевать трудности, развивается дружба, коллективизм, товарищеская солидарность. Благодаря художественной литературе детям становится ближе и понятнее то, что им труднее осознать: внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношение к другим людям и природе. Раскрывая в образной форме мир человека, его чувства, мотивы поведения, художественное слово облегчает восприятие идей, делает их конкретными, наглядными, убедительными, способствует формированию нравственных представлений, понятий, без которых невозможно формирование личности.
В самом процессе художественного восприятия мысль и чувство выступают нераздельно, поскольку в отношении ребенка к тому или иному герою есть уже оценочный момент, а оценка является следствием анализа и синтеза. Единство чувственного и рационального — характерная черта художественного восприятия в целом и особенно детского восприятия. Это единство мысли и чувства в процессе восприятия обусловлено тем, что само художественное произведение предстает как синтез этих начал — чувственного и рационального.
Слушая рассказ, сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, сопереживает вместе с героем его действия, поступки. В процессе переживания у ребенка формируются соответствующие представления, понятия, определенное отношение ко всему, что его окружает. В деятельности дошкольников преобладает игра, в процессе которой они фантазируют, поэтому им нужны художественные произведения для игры, инсценировки, для развития творческого воображения, чувства юмора и т.п.
Выпускники детского сада должны знать и использовать в общении с окружающей средой поговорки, пословицы, каламбуры, колядки, скороговорки, загадки, считалки, народные сказки.
Сказка обогащает язык, фантазию и морально воспитывает детей. Это можно объяснить особенностями детского воображения и чрезвычайной уязвимостью детского мозга, неумением отличать от образов воображения. Недостаточный опыт и узкий круг знаний заставляют ребенка верить в чрезвычайном, воспринимать выдумку, как действительность. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Сказка ценна тем, что она имеет большое значение для развития умственных и нравственных качеств детей, она развивает речь, фантазию, способствует развитию его творческих способностей. Сказка — это самая простая и доступная форма, в которой легко можно раскрыть детям мораль, нравственные понятия. Лучшим видом сказок для детей раннего дошкольного возраста является сказки о животных. Детям этого возраста, по словам Е.И. Тихеевой, сказки надо рассказывать, а не читать, пытаясь полностью сохранить красоту языка [7].
К. Д. Ушинский много внимания уделял чтению, рассказывание, изучению наизусть литературных произведений. Он подчеркивал, что воспитатель, читая детям художественные произведения, должен обратить внимание на то, чтобы дети не только поняли произведение, но и почувствовали его, чтобы произведение влияние на чувства ребенка. Главной целью при изучении стихов является развитие у детей вкуса, понимания красоты поэтического языка, особенно народного. Воспитатель должен научить детей читать выразительно, с чувством.
Процесс словообразования происходит в дошкольном возрасте. Для возникновения словотворческой деятельности существуют необходимые условия. Важнейшим средством его формирования является художественное слово, то есть лучшие образцы литературного языка, которые пробуждают яркие художественные образы, вызывающие глубокие эстетические переживания, побуждающие к самостоятельной творческой деятельности. В процессе художественно-эстетического восприятия литературных и других художественных произведений ребенок ведет себя очень искренне, активно входит, вливается в литературные образы и представленные ситуации, берет на себя те или иные роли, стремится передать в разной форме полученные впечатления, представления, чувства.
В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребенка в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны.
Дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.