Репродуктивное воображение основывается на воспроизведении реальности в том виде, в которой она есть, здесь также присущи элементы фантазии. Данное воображение больше напоминает память и восприятие, чем творчество. Например, с репродуктивным воображением можно соотнести направление в искусстве, которое называется натурализм или реализм. По картинам И.И.Шишкина, многие ученые — ботаники изучают флору русского леса, т.к. все растения на его полотнах написана с точностью. Работы художников И.Крымского, И.Репина, В.Петрова также являют собой поиски формы, которые максимально приближены к реальным действиям и действительности. А художник К. Юон с феном воображения в практической деятельности людей связывает, прежде всего, процесс художественного творчества. Так как, творческое воображение является самостоятельным процессом создания новых образов, реализующих в реальных продуктах деятельности человека. Такие образы воссоздаются без опоры на готовое описание или условное изображение [10, c.39-40].
Как мы выяснили, что роль творческого воображения безгранична. Используя творческое воображение, создаются новые произведения, которые отличаются своей оригинальностью. Но художники, скульпторы и писатели создают персонажей настолько реалистичными, что человек относится к ним, как к живым. Вспомним, например, Наташу Ростову или Анну Каренину.
Но зачастую воссоздание действительности методом реальности творца не устраивает. И тогда реальность пропускается через продуктивное воображение писателей или художников, т.е. они по-новому ее реконструируют, пользуясь светом или цветом, которым наполняет свои произведения вибрацией воздуха или импрессионизмом, тем самым прибегая к точечному изображению явлений или предметов, например, пуантилизм в музыке и живописи, а так же разлагая окружающий мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Например, такое направление воображения можно рассмотреть в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита», в фантастическом романе братьев Стругацких, в знаменитом полотне П.Пикассо «Гарника» и т.д.
Рассмотрим еще один тип воображения – это мечтательность или фантазия. В данном типе желаемое будущее не взаимосвязывается с настоящим и происходящим. К фантазийным образам относятся сказочные, фантастические и научно-фантастические прообразы. В них представлены явления и объекты, не существующих в природе. Сказки и научная фантастика являются результатом воображения.
Особенность воображения заключается в способности подмечать и определять в предметах или явлениях специфические свойства и признаки, а затем переносить их на другие предметы. Большинство психологов выделяют несколько техник воображения [13, c.118-120]:
Комбинированная техника воображения – это сочетание некоторых элементов разных образов предметов в новые, которые более или менее приближены к обычным комбинациям. Данная техника является творческим синтезом, процессом существенного преобразования компонентов, из которых строится новый и оригинальный образ.
Самый частный случай комбинированной техники воображения является агглютинация. Агглютинация – это способ создания нового образа путем соединения или склеивания разных объектов или их свойств. Например, сфинкс, драконы или кентавры, ковер-самолет являются сказочными образами, т.е. не учитываются условия. Но само воображение, перенесенное к способности, например, птиц к полету на другие предметы являются вполне оправданными. Затем изучили условия полета и осуществили мечту, и так появился самолет. Такие воображаемые соединения разных предметов и объектов существуют не только в искусстве, но и в технике, например, аэросани, танк-амфибия, троллейбус и т.д.
Подчеркивание или акцентирование является также техникой воображения. Акцентирование тех или иных черт образа, например, рост человека – великан или карлик. Данная техника воображения лежит в основе создания карикатур или шаржей.
Акцентирование может проявляться в несколько действий:
— утрирование является намеренное подчеркивание специфики внешнего облика индивида;
— приуменьшение или преувеличение, например, карлик нос, мальчик-с-пальчик;
— типизация – это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Является наиболее сложным путем создания типажа творческого воображения.
Выделим индивидуальные особенности воображения, которые определяются:
— степенью трудности и легкости, т.е. с какой субъекту вообще дается воображение;
— характеристикой самого создаваемого образа, т.е. оригинальная находка решения или нелепица;
— в какой области быстрее и ярче происходит создание новых образов, т.е. направленность личности [9, c.98-100].
Исходя из выше сказанного, можно выделить главное, что воображение является образованием новых комбинаций и сочетание из сложившихся нервных связей в коре головного мозга, т.е. это физиологический процесс. Но, по мнению многих авторов, ученных в области психологии, которые были рассмотрены, можно сделать заключение, что воображение – это одна из фундаментальных характеристик человека, где наиболее наглядно проявляются отличие человека от животных.
Особенности воображения в младшем дошкольном возрасте и оптимальные психологические условия его развития.
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.