Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности ведущих мотивов курения у подростков из неполных семей

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Подростковая психика находится в стадии становления, вследствие чего обладает особой чрезмерно высокой чувствительностью и уязвимостью. По этой причине даже нейтральные и безвредные воздействия нередко способны нанести серьезный вред психической системе школьника, не имеющей сложившихся защитных механизмов.
Исходя из потенциальных угроз безопасности эмоционального благополучия подростков, необходимо отметить основные особенности подростковой психики:
1. Ведущая роль принадлежит механизмам ориентации и адаптации в окружающем мире. Подростка особенно привлекает все новое и необычное. А сопровождаемая яркими визуальными, эмоциональными эффектами деятельность приковывает, вызывает особенно повышенное внимание. В связи с этим, выкуривание сигареты во время шумных вечеринок, общения в кругу энергичных и внешне уверенных в себе сверстников создает иллюзию успеха.
2. Подростки обладают высокой способностью к отражению в сознании и закреплению в памяти всего, что вызвало яркие эмоции и высокий интерес. Потому, если выкуривание первой сигареты было вызвано интересом к тому, что испытывают курящие взрослые или сверстники, то потом подобное поведение становится пагубной привычкой, закрепленным механизмом поведенческих реакций. При этом подобное запечатление нередко является неосознанным, непроизвольным.
4. Подростковая психика обладает односторонностью восприятия, что не позволяет рассмотреть объект с разных сторон, оценить различные стороны явления. Потому, поддаваясь импульсивному желанию закурить, они не анализируют возможных последствий: возникновения зависимости, проблем со здоровьем и т.д.
5. Подростки обладают высокой склонностью к копированию, подражанию, имитации. Исходя из этого, они неосознанно стремятся привнести все воспринятое в собственную жизнь, не понимая разрушающего и вредного воздействия некоторых действий [31].
В то же время, подростки начинают лучше идентифицировать свои эмоции, учатся управлять ими, соотносить их с явлениями и процессами в обществе. Выражения эмоций уже не являются такими непосредственными и открытыми, как в дошкольном и младшем школьном возрасте. Подросток пытается приспосабливать свои эмоциональные состояния под конкретные цели. То есть эмоции становятся неким критерием важности происходящего события
Подросток стремиться исходить из собственных представлений о жизни и явлениях окружающей действительности. Он начинает лучше идентифицировать свои эмоции, учится управлять ими, соотносить их с явлениями и процессами в обществе. Выражения эмоций уже не являются такими непосредственными и открытыми, как в дошкольном и младшем школьном возрасте. Подросток пытается приспосабливать свои эмоциональные состояния под конкретные цели. То есть эмоции становятся неким критерием важности происходящего события, пусковым механизмом формирования внутренних мотивов поведения [36].
В то же время, подростки еще не обладают отработанными механизмами регуляции собственного эмоционального поведения. Дети данного возраста достаточно сильно переживают по поводу различных жизненных событий и проявляют свои эмоциональные реакции более ярко и интенсивно по сравнению со взрослыми или младшими детьми.
Подростковому возрасту свойственен максимализм в реакциях на события и явления окружающего мира. Одной из важных особенностей эмоциональной сферы подростков является одновременное существование противоположно направленных эмоций и чувств. Они могут искренне любить и, в то же время, ненавидеть кого-то, радоваться успехам близкого человека и огорчаться, что это не собственный успех, стремиться привлечь внимание и бояться критики. Подобная эмоциональная нестабильность нередко является причиной психических нарушений, повышенной тревожности, агрессии, а также – снижения самооценки и самопринятия [4].
В целом ряде исследований низкая самооценка, повышенный уровень депрессии, тревожности объективно коррелировали с привычкой к курению. Также исследователи отмечают, что курение подростков тесно связано со стрессовыми условиями жизни. Именно стресс и низкая самооценка, по утверждению большинства ученых, являются ведущими факторами, обеспечивающими пристрастие подростков к курению [19].
Между тем, ряд исследователей указывают среди ведущих факторов начала курения личностные особенности подростков: низкую устойчивость к эмоциональным нагрузкам, трудности социальной адаптации, склонность к рискованному поведению, ориентацию на мнение большинства, внешнюю мотивацию действий и т.д. Некоторые личностные особенности подростка также оказывают значительное негативное влияние на восприимчивость психики к неблагоприятным условиям жизни [28].
Довольно часто среди факторов начала курения указывается курение самих родителей. Если один или оба родителя курят, то вероятность того, что подросток будет копировать их поведение существенно возрастает.
Как можно судить из анализа литературных источников, проблема курения в подростковой среде на сегодняшний день стоит очень остро. Несмотря на то, что современные подростки хорошо осведомлены о негативном влиянии курения на здоровье, они не придают им существенного значения, выделяя некоторые положительные моменты курения: снятие напряжения, повышение авторитета среди сверстников, сплочение группы.
При этом среди основных мотивов курения подростки называют:
— стремление приобрести друзей, быть принятым в компании;
— влияние сверстников;
— желание почувствовать себя взрослым и независимым;
— любопытство;
— большое число курящих в непосредственном окружении (в семье).
Таким образом, среди условий, влияющих на становление привычки к курению, можно отметить индивидуально-психологические, возрастные и социальные факторы. И если возрастные особенности подростков имеют общие черты и дают возможность своевременной коррекции мотивационно-потребностной сферы личности, а индивидуальные особенности отличаются значительным разнообразием, возникает потребность соотнесения привычки к курению с социальными условиями и общими особенностями психического развития.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.