Страх можно рассматривать как своего рода механизм защиты внутреннего «я». В коммуникативном аспекте изучения проблемы страха удобно выделить ее дезорганизующую функцию. Это проявляется, прежде всего, в уровне разрушения коммуникативных отношений и навыков общения субъекта коммуникации. Страх — динамическое явление.
Последствия страхов разнообразны, и на самом деле нет ни одной психической функции, которая не может подвергнуться неблагоприятным изменениям. Во-первых, это относится к эмоциональной сфере, когда страх пронизывает все чувства с тревожной окраской. В некоторых случаях страх поглощает так много эмоций, что недостаточно выражать другие чувства, и страх, как опухоль, растет в человеческой психике, замедляя ее. Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, радости, чувства полноты жизни. Вместо этого у них развивается хроническая эмоциональная неудовлетворенность и разочарование, невозможность радоваться, тревожная и пессимистическая оценка будущего. Состояние эмоционального перенапряжения, развитое под влиянием страха, проявляется не только в форме общего торможения и раздражительной слабости, но и в форме импульсивного, внезапного и трудного для прогнозирования действий.
Наличие постоянных страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их при испуге, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить эти чувства. Невозможность контролировать себя порождает чувство беспомощности и отчаяния, еще более уменьшая жизненность, культивируя пассивность и пессимизм. Поэтому страх, как бомба замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек больше не может эффективно бороться, защищать свои права, развить пораженческую психологию, предопределяет неудачу и часто терпит поражение, все больше убеждаясь в своей неспособности и бесполезности. В этих условиях потребность в успокаивающих лекарствах, включая, заглушающих остроту переживаний, увеличивается [9].
Существует несколько форм страха: испуг, боязнь и сильнейший аффективный страх. Страх, вызванный сильным эмоциональным расстройством, может иметь экстремальные формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение, длительное, трудно преодолимое течение, полный недостаток контроля совести, неблагоприятное воздействие на формирование характера, в отношениях с другими и адаптация к внешнему миру).
Страх также обезображивает мысли, которые становятся все более быстрыми, хаотичными, тревожными или медленными, подавленными страхом. В обоих случаях оно теряет гибкость, ограничено страхами, предчувствиями и бесконечными сомнениями. Незначительные детали скрывают главное, а само восприятие лишено целостности и непосредственности. Из-за растущей эмоциональной напряженности и страха выглядеть смешно, делая что-то не так, а не как требуется, когнитивная активность, любознательность, любопытство – уменьшаются. Все новое, неизвестное воспринимается с определенной степенью бдительности и недоверия, а поведение приобретает пассивный и чрезмерно осторожный характер. В некоторых случаях люди так устали от опасений, что они отвергают любое проявление инициативы, и извне они создают впечатление равнодушных и безразличных людей. Фактически это указывает на развитие защитного тормоза мозга, защищающего психику от эмоциональной перегрузки.
Особенности страхов у детей младшего школьного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.