Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности совладающего поведения младших школьников “группы риска”

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Описанная социальная ситуация делает жизнь школьника проблемной, ужесточаются условия его жизни и ситуация становится стрессогенной. У ребенка младшего школьного возраста эмоциональное состояние претерпевает изменения, увеличивается психическая напряженность, что в свою очередь может негативно отразиться на физическом здоровье или поведении. Этот период может нанести серьезный урон психике, тем более, если ребенок находится в так называемой «группе риска» [22].
Категория детей из «группы риска» представляет интерес для исследователей из различного рода отраслей научного познания, и поэтому эта область имеет междисциплинарный характер изучения, который обусловлен сложностью и многосторонностью этого явления.
В зависимости от сферы исследования можно выделить значительное число классификаций детей «группы риска». В психолого-педагогической науке, социальной педагогике к описанной группе относят тех школьников, которые испытывают проблемы в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с сверстниками и взрослыми, социализации в целом [11, c. 169].
В последнее время наблюдается обострение проблемы детей «группы риска», и этому есть ряд причин: так, например, происходит усложнение социально-экономических условий проживания населения, усиливается негативное воздействие средств массовой информации, которые распространяют такие идеи и ценности, которые противоречат установкам на формирование нравственно-экологического общества [1].
К детям «группы риска», как правило, относят детей, находящихся в критической ситуации под воздействием каких-либо нежелательных факторов. Описанная категория населения в силу некоторых причин своей жизни больше других групп людей подвержена отрицательным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, которые становятся причиной дезадаптации несовершеннолетних [11, c. 169].
Понятие «дети группы риска» включает следующие категории детей:
1) дети, имеющие проблемы слабо выраженной клинико-патологической характеристики в развитии;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным обстоятельствам;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, требующих социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [11, c. 169].
Спецификой детей «группы риска» является тот факт, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут в последствии сработать или не сработать. Описанной категории детей необходимо особое внимание специалистов, комплексный подход с целью дальнейшего снижения и искоренения неблагоприятных факторов и создания условий для нормального развития подрастающего поколения [11, c. 169].
Термин «риск» подразумевает возможность, большую вероятность свершения чего-то негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда упоминают термин «группа риска» имеется ввиду, то что дети находятся под воздействием неблагоприятных или нежелательных факторов [11, c. 169].
Среди факторов социального риска, обычно выделяют те из них, которые оказывают наибольшее значение в деле воспитания подрастающего поколения:
– социально-экономические;
– медико-социальные;
– социально-демографические;
– социально-психологические факторы [24].
На современном этапе в нашем обществе вряд ли можно выявить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Однако, все вышеназванные факторы вполне могут стать причиной нарушений в развитии детей и в тоже время не определяют, чем они рискует в действительности. Отметим, что не сама причина является риском, а то, что из нее следует. Ясно, что в большей степени риску подвержены дети из неблагополучных семей. Однако, чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, важно учитывать комплекс факторов, их взаимодействие [11, c. 169].
Анализируя условия жизни таких детей и подростков, мы пришли к выводу, что нет возможности определить одну основную причину, которая послужила бы фактором риска. Исследователи и специалисты в области психологии и социологии, как правило, отмечают сочетание комплекса неблагоприятных условий, делающие невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где родители не могут создать благоприятные условия для жизни и здоровья детей, и есть прямая угроза для нормального развития ребенка [11, c. 169].
У подрастающего поколения из «группы риска» обычно наблюдаются существенные отклонения в поведении и личностном развитии. Таким детям свойственна одна характерная черта – недостаточное развитие социализации в широком смысле слова [1, c. 169].
Неблагополучие в семье способно породить большое число проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и в конечном итоге способно приводить к нарушениям ценностных ориентаций. Жизнь в асоциальных семьях может привести ребенка к снижению эмпатии. То есть дети не приобретают или теряют способности понимать других людей и сочувствовать им, а иногда данный фактор приводит к эмоциональной «глухоте». Описанные факты затрудняют в последствии возможности воздействия педагогов, психологов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [11, c. 170].
У детей «группы риска» имеются особенности и в формировании смысла жизни и ценностных ориентациях, которые существенно отличаются от смысла жизни и ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Формирование ценностей у детей «группы риска» происходит путем самоутверждения в том, что кажется более важным, например, они стремятся проявить независимость, смелость, которая часто граничит с нарушением закона, а также могут принять особую жизненную позицию в обществе. Также для подростков «группы риска» характерна пассивность в достижении жизненной позиции [11, c. 170].

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜