Описанная социальная ситуация делает жизнь школьника проблемной, ужесточаются условия его жизни и ситуация становится стрессогенной. У ребенка младшего школьного возраста эмоциональное состояние претерпевает изменения, увеличивается психическая напряженность, что в свою очередь может негативно отразиться на физическом здоровье или поведении. Этот период может нанести серьезный урон психике, тем более, если ребенок находится в так называемой «группе риска» [22].
Категория детей из «группы риска» представляет интерес для исследователей из различного рода отраслей научного познания, и поэтому эта область имеет междисциплинарный характер изучения, который обусловлен сложностью и многосторонностью этого явления.
В зависимости от сферы исследования можно выделить значительное число классификаций детей «группы риска». В психолого-педагогической науке, социальной педагогике к описанной группе относят тех школьников, которые испытывают проблемы в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с сверстниками и взрослыми, социализации в целом [11, c. 169].
В последнее время наблюдается обострение проблемы детей «группы риска», и этому есть ряд причин: так, например, происходит усложнение социально-экономических условий проживания населения, усиливается негативное воздействие средств массовой информации, которые распространяют такие идеи и ценности, которые противоречат установкам на формирование нравственно-экологического общества [1].
К детям «группы риска», как правило, относят детей, находящихся в критической ситуации под воздействием каких-либо нежелательных факторов. Описанная категория населения в силу некоторых причин своей жизни больше других групп людей подвержена отрицательным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, которые становятся причиной дезадаптации несовершеннолетних [11, c. 169].
Понятие «дети группы риска» включает следующие категории детей:
1) дети, имеющие проблемы слабо выраженной клинико-патологической характеристики в развитии;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным обстоятельствам;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, требующих социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [11, c. 169].
Спецификой детей «группы риска» является тот факт, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут в последствии сработать или не сработать. Описанной категории детей необходимо особое внимание специалистов, комплексный подход с целью дальнейшего снижения и искоренения неблагоприятных факторов и создания условий для нормального развития подрастающего поколения [11, c. 169].
Термин «риск» подразумевает возможность, большую вероятность свершения чего-то негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда упоминают термин «группа риска» имеется ввиду, то что дети находятся под воздействием неблагоприятных или нежелательных факторов [11, c. 169].
Среди факторов социального риска, обычно выделяют те из них, которые оказывают наибольшее значение в деле воспитания подрастающего поколения:
— социально-экономические;
— медико-социальные;
— социально-демографические;
— социально-психологические факторы [24].
На современном этапе в нашем обществе вряд ли можно выявить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Однако, все вышеназванные факторы вполне могут стать причиной нарушений в развитии детей и в тоже время не определяют, чем они рискует в действительности. Отметим, что не сама причина является риском, а то, что из нее следует. Ясно, что в большей степени риску подвержены дети из неблагополучных семей. Однако, чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, важно учитывать комплекс факторов, их взаимодействие [11, c. 169].
Анализируя условия жизни таких детей и подростков, мы пришли к выводу, что нет возможности определить одну основную причину, которая послужила бы фактором риска. Исследователи и специалисты в области психологии и социологии, как правило, отмечают сочетание комплекса неблагоприятных условий, делающие невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где родители не могут создать благоприятные условия для жизни и здоровья детей, и есть прямая угроза для нормального развития ребенка [11, c. 169].
У подрастающего поколения из «группы риска» обычно наблюдаются существенные отклонения в поведении и личностном развитии. Таким детям свойственна одна характерная черта – недостаточное развитие социализации в широком смысле слова [1, c. 169].
Неблагополучие в семье способно породить большое число проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и в конечном итоге способно приводить к нарушениям ценностных ориентаций. Жизнь в асоциальных семьях может привести ребенка к снижению эмпатии. То есть дети не приобретают или теряют способности понимать других людей и сочувствовать им, а иногда данный фактор приводит к эмоциональной «глухоте». Описанные факты затрудняют в последствии возможности воздействия педагогов, психологов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [11, c. 170].
У детей «группы риска» имеются особенности и в формировании смысла жизни и ценностных ориентациях, которые существенно отличаются от смысла жизни и ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Формирование ценностей у детей «группы риска» происходит путем самоутверждения в том, что кажется более важным, например, они стремятся проявить независимость, смелость, которая часто граничит с нарушением закона, а также могут принять особую жизненную позицию в обществе. Также для подростков «группы риска» характерна пассивность в достижении жизненной позиции [11, c. 170].
Особенности совладающего поведения младших школьников «группы риска»
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.