М.П. Стурова и В.И. Силенков замечают, что «в школьной практике подростки с девиантным поведением имеют особенности, что отличает их от других. Они испытывают трудности в обучении, во взаимоотношении со сверстниками, учителями, родителями, взрослыми и обществом в целом. Также у них очень ярко выраженная зависимость от других, неорганизованность, нарушена самооценка. Отмечаются отклонения в формировании жизненных ценностей и идеалов; в поисках свободы и расширения границ собственных возможностей игнорируют нормы и правила, установленные обществом. Наблюдается отсутствие или низкий уровень позитивных целей, ценностей, интересов; за собственные неудачи или трудности обвиняют конкретных людей; в связи с отсутствием волевого самоконтроля остро переживают неудачи, склонны к депрессиям. Также для них характерно наличие акцентуированных черт характера, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, отсутствие гармоничных отношений в семье и уважения к родителям и взрослым» [24, с. 196].
На основании вышесказанного стоить отметить, что основными условиями и причинами возникновения девиантного поведения подростков являются:
— индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию девиантного поведения. К ним непосредственно относятся нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате нарушения отношений между родителями и детьми;
— акцентуации характера подростка, которые выступают как крайний вариант нормы. При акцентуациях отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, они проявляют неадекватные формы поведения, казалось бы, в стандартных ситуациях;
— бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического формирования;
— негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков;
— социально-педагогические причины, к которым относится семья и образовательные учреждения.
Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в семьях, которые не выполняют или выполняют формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким семьям относятся конфликтные, педагогически пассивные, полупедагогические. Но даже в функционально обеспеченных семьях подростковый возраст вызывает много проблем, а неправильное воспитание ведет к отклонениям в поведении подростков.
Школы, в принципе, фиксируют и усугубляют ошибки родителей во взаимодействии с подростками, усиливая их отклоняющееся поведение. Школьная дезадаптация также является одной из причин поведения, которое обычно отклоняется в активном и социально негативном направлении. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах образования, порождают психосоциальные проблемы личности неадаптивных личностей, которые не решаются в начальной школе и являются основой для всех видов отклонений в психосоциальном развитии несовершеннолетних и подростков.
Выводы по первой главе:
1.Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы можем отметить, что девиантное поведение это действия, отклоняющиеся от общепринятых и устоявшихся в обществе правовых, нравственных и эстетических норм. Основными факторами, влияющими на рост числа девиаций в поведении подростков, является политическая, социально-экономическая нестабильность общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий расторжения брака, и нарушений института семьи в целом, недостатки в работе педагогических работников образовательных учреждений.
2. Основными причинами возникновения девиантного поведения у конкретных подростков, являются: индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию девиантного поведения; акцентуации характера подростка, которые выступают как крайний вариант нормы. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического формирования; негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков; социально-педагогические причины, к которым относится семья и образовательные учреждения.
3. Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением в школе включает в себя различные направления, среди которых выделяются профилактическое и коррекционное, которые в свою очередь, отличаются разнообразием форм и методов, направленных на устранения недостатков в поведении подростка в зависимости от конкретных условий и типа девиации.
Особенности социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения в общеобразовательной школе
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.