Отметим, что правовое положение субъектов информационного права различно в зависимости от того, какую роль они выполняют, поскольку нельзя приравнивать правовой статус потребителей информации (граждан) с правовым положением органов власти, которыми осуществляется контроль в информационной сфере.
В информационных правоотношениях, каждому субъекту предоставлено реализация его права на доступ к открытой информации.
Особенности информационных правоотношений в сфере авторского права
В научной литературе информация понимается как результат интеллектуальной деятельности данного человека по предоставлению информации, сообщений, сигналов, кодов, изображений и т. д.
Как определено выше, информация должна пониматься как приобретение знаний и использование их позднее для приобретения новых знаний. Важно определить понятие «информация» в юридическом смысле этого термина, поскольку именно информация подлежит правовому регулированию права на учебу. На законодательном уровне определение «информация» содержится в различных правовых актах.
На сегодняшний день, информация — новые сведения и данные, полученные в результате их восприятия и переработки, которые могут быть представлены в виде сигналов, звуков, подвижных или неподвижных изображений или другим способом и быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном либо цифровом виде.
Определившись с пониманием термина «информация», следует перейти к рассмотрению понятия «право на доступ к информации». К пониманию права на доступ к информации выделяют широкий и узкий подходы. Согласно широкому подходу, право на доступ к информации отождествляется с правом на информацию. Между данными правами не проводится никаких терминологических различий.
Согласно узкому подходу, право на доступ к информации является отдельным правомочием в составе права на информацию (наряду с правомочиями на произведение, распространение информации, на тайну и др.) либо воспринимается как самостоятельное право наряду с информационными правами личности (свобода мысли, слова, печати).
Право граждан на доступ к информации признается в качестве самостоятельного права, поскольку оно гарантируется государством, и обладает своей спецификой правового регулирования.
Но не следует забывать взаимосвязи общего права на информацию и права на доступ к информации, поскольку общее право на информацию обеспечивает праву на доступ необходимые конституционно-правовые гарантии реализации.
Права и свободы, закрепленные в нормативно-правовых актах, означают правовую возможность поступать определенным образом.
Такая правовая возможность является субъективным правом. Однако заимствование частноправовых категорий публичным правом представляется не совсем правильным. Правовое регулирование субъективных прав немыслимо вне присущего гражданскому праву диспозитивного метода. Именно диспозитивные нормы предлагают субъекту права возможные варианты поведения, одновременно устанавливая альтернативные правовые последствия. К тому же формула советской теории права о субъективном праве как «мере дозволенного поведения» не особенно способствовала тому, чтобы поставить на место обязанного лица государство.
Таким образом, право на доступ к информации представляет собой субъективное публичное право и обладает характерной спецификой. Рассматриваемое право базируется на конституционном праве на информацию. Праву на доступ к информации корреспондируют обязанности со стороны государства.
Для сравнения можно рассмотреть понимание информации и право на ее доступ в Германской правовой системе.
В Германии под правом на доступ к информации понимается возможность получения информации.
В административно-правовом смысле термин «информация» составляет основу коммуникации между государством и гражданином. Как и в России, право на доступ к информации базируется на праве на информацию. Для того чтобы право на доступ к информации реализовывалось как субъективное право, соответствующая правовая норма должна содержать обязанность государственного органа по совершению определенных действий.
Прозрачность информационной деятельности рассматривается в виде постоянного освещение результатов деятельности органов власти, растолкование содержания, целей и механизма исполнения публичной политики, а открытость – как создание для граждан условий органами власти доступа к процессу принятия решений и информации не затруднительно о деятельности исполнительной власти.
По мнению Д.Б. Баталовой следует, что: «информационная открытость заключается в организационно-правовом режиме управления институтами власти, с помощью которого субъектам предоставляется возможность применять информацию об их деятельности».
Нестеров А.В. трактует информационную открытость как полноразмерное использование интернет – ресурсов в работе и деятельности муниципальных и государственных структур, является основой развития демократии в обществе, увеличивает вовлеченность граждан в участии управления государством, представляет собой одну из форм контроля деятельности данных органов власти, привлечения квалифицированных специалистов на муниципальную и государственную службу и т.д..
Таким образом, в настоящее время установлено три уровня информационной открытости органов государственного и муниципального управления: