Теорию речевых актов разработал английский ученый Дж. Остин. Его работа также занимает важное место в лингвистической прагматике, Джон Остин (родился 26 марта 1911г. в г.Ланкастер, Англия; — умер 8 февраля 1960 г. в г.Оксфорд, Англия) — британский философ-аналитик, представитель лингвистической философии. Именно он выделил понятия «речевой акт», «перформативность», «перформативные глаголы», «перформативные высказывания». Высказывания, реализующие данные категории, сами становились действиями в момент их произнесения, а не просто служили языковым описанием действия. Он написал великий труд — Теорию речевых актов (the Theory of Speech Acts). Она сыграла большую роль как в лингвистической философии и в современной прагматической лингвистике, так и в целом в языкознании ХХ века. Он говорил о том, что каждое сказанное слово своем роде является поступком.
Джон Остин в Теории речевых актов в первую очередь говорит о высказывании, воплощающем в себе признаки предложения (как логико-семантической структуры), которое содержит характеристики иллокутивного акта, в процессе которого оно произведено. А.А. Леонтьев делает такие замечания к данному высказыванию: «В настоящее время имеются все предпосылки для разработки такой концепции лингвистического описания языка, в которой основной единицей выступало бы именно высказывание, как коммуникативная единица». Также он упоминает о переходе к изучению высказывания. Он возможен при смене ориентации на структурность, а также на коммуникативность.
Известный ученый в этой сфере Дж.Серль утверждал о том, что языковой единицей является ни символ, ни слово, ни предложение, а конкретное производство их в ходе речевого акта.
Важное место в теории речевых актов занимает вопрос о том, верно ли, что иллокутивная сила производна от языкового значения. Д. Гордон и Дж. Лакофф считают, что имеется взаимооднозначное соответствие между закодированной иллокутивной силой высказывания и его формально-синтаксической конструкцией: первая выводится из значения формальной структуры предложения с помощью, так называемых, постулатов значения.
Если рассмотреть проблему с другой стороны, то иллокутивная сила выражается в логической структуре предложения в виде предиката, которое отражает непосредственное назначение высказывания. Например, предложение «Налей чай» при представлении его в подобной логической интерпретации содержало бы предикат «хотеть» и в развернутой форме выглядело бы следующим образом: «Я хочу, чтобы ты налил мне чай». Другая же, противоположная точка зрения заключается в утверждении, «что семантические и синтаксические свойства предложения как единицы языка вне речи могут определять употребление конкретного предложения в конкретном виде речевого акта».
В целом, теория речевого акта рассматривает использование определенных слов, предложений в зависимости от ситуации коммуникации, характеристик личности говорящего и использовании слов в прямом или переносном значении.
Так и появилось еще одно направление теории речевого акта – изучение постулатов общения. Разработанные многими ученными концепции позволяют не только расценивать речь с лингвистических, социологических или психологических точек зрения, но и объясняют изменение смысла одних и тех же фраз, сказанных в разные моменты коммуникации.
Таким образом, проследив, как развивалась теория речевых актов, можно сделать вывод о том, что ученые-исследователи этой проблематики сделали многое, чтобы заложить основы этого направления науки. Но, тем не менее, множество аспектов еще является спорными и не до конца решенными. В настоящее время правильно выстроенный коммуникативный процесс помогает достичь поставленной цели более эффективно, чем использование языковых средств.
Особенности реализации речевого акта обещания в английском языке
- Пётр Прохоров
- Английский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.