Посягательство на деловую репутацию сопряжено с понятием опорочивания. В ФЗ «О защите конкуренции» дана следующая трактовка факту: нарушение деловой репутации путем распространения искаженных, ложных, неточных сведений, порочащих субъекта хозяйствования и влекущих вероятные последствия в форме нанесения существенных убытков. Важно отметить, что специфичной характеристикой нарушения деловой репутации хозяйствующего субъекта является нанесение убытков. Это первостепенный квалифицирующий признак.
Указанный Закон проводит четкую дифференциацию понятия сведений,
способных нанести ущерб деловой репутации и сведений, способных причинить убытки.
На практике достаточно сложно установить причинно – следственную связь между этими понятиями.
Анализ действующего законодательства в контексте защиты деловой репутации позволяет ориентироваться на статью 152 ГК РФ и ФЗ «О защите конкуренции». Указанная правовая норма Гражданского кодекса предоставляет право на опровержение сведений порочащего характера при наличии соответствующего решения суда, если такие распространяемые ответчиком сведения не соответствуют действительности. Важно отметить, что в Гражданском кодексе отсутствует конкретизация понятия «порочащие сведения». В статье 2 и 3 ФЗ, регламентирующего вопросы защиты конкуренции, обозначены цели и задачи антимонопольного комитета как органа, который пресекает недобросовестную конкуренцию (в том числе, если она наносит ущерб деловой репутации). Под правовую защиту этого закона подпадают только отдельные субъекты хозяйствования, перечисленные в статье 4. В перечень входят индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и некоммерческие юридически лица, получающие доход от своей деятельности. Таким образом, перечень порочащих сведений определяется только судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Приведенный анализ позволил акцентировать внимание на главных проблемах в сфере защиты деловой репутации. Выявленные пробелы законодательства влекут юридически негативные последствия и порождают ряд проблем. Первое – отсутствие дефиниции понятия «деловая репутация» влечет проблемы с правильным восприятием и трактовкой этой категории нематериального блага. Второе – на законодательном уровне отсутствует конкретизация материального эквивалента морального вреда за причинение ущерба деловой репутации, что вызывает сложности на практике в части согласования алгоритмов расчета и целесообразности компенсационных сумм. Третье – нормативные акты не содержат перечня или специфических характеристик порочащих сведений, что усложняет правоприменительную практику. Таким образом, законодательство РФ в части регламентации вопроса защиты деловой репутации требует качественной оптимизации, дополнения в части трактовки базовых понятий.
Особенности рассмотрения дел о защите деловой репутации в арбитражном процессе
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.