К основному объекту состава преступления, закрепленного в ст. 263 УК РФ, применительно именно к нарушению правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, все-таки надлежит относить общественные отношения, которые сложились в сфере охраны безопасной деятельности воздушного транспорта (как его движения, так и эксплуатации).
Дополнительными объектами указанного состава преступления являются общественные отношения, регламентирующие защиту и охрану жизни и здоровья человека, а также общественные отношения, регламентирующие защиту права собственности.
Предметом рассматриваемого преступления является воздушный транспорт, к которым, в соответствии со статьей ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации следует относить воздушные суда – то есть летательные аппараты, которые поддерживаются в воздухе за счет взаимодействия с ним, отличающегося от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (дельтапланы, вертолеты, дирижабли, автожиры, самолеты и т.п.).
Объективная сторона данного состава преступления предполагает наличие следующих элементов:
нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, выраженное в виде:
— нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила. К таковым, к примеру, можно отнести несоблюдение маршрута или эшелона полета, несоблюдение техники пилотирования воздушного судна и т.п.
В данном случае диспозиция данной уголовно-правовой нормы отсылает нас к нормативно-правовым актам, регламентирующим безопасную деятельность воздушного транспорта, к числу которых можно отнести Воздушный кодекс Российской Федерации, различные Федеральные авиационные правила, а также иные нормативные документы)
Под нарушением правил понимается ни что иное как виновное совершение действий, которые противоречат законодательно установленным нормам, которые устанавливают требования к соблюдению безопасности функционирования воздушных судов (касающиеся как их движения, так и эксплуатации), либо ненадлежащее выполнение правил безопасности функционирования воздушных судов или невыполнение указанных правил, которые также установленных нормативно.
В диспозиции ст. 263 УК РФ законодателем прямо указано, что действия лица квалифицируются по указанной уголовно-правовой норме, когда в его действиях отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 271.1 УК РФ — нарушение правил использования воздушного пространства РФ.
— либо в виде отказа лица от исполнения трудовых обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.
К примеру, согласно ст. 52 Воздушного кодекса РФ и ст. 413 Трудового кодекса РФ недопустимы забастовки на авиационном транспорте, поскольку они могут создавать угрозу для безопасности государства, а также жизни и здоровья граждан;
наступление прямо предусмотренных в диспозиции ст. 263 УК РФ последствий, в форме:
причинения крупного ущерба – свыше 1 000 000 рублей;
причинения тяжкого вреда здоровью человека – его понятие и критерии раскрыты в ст. 111 УК РФ;
смерти человека;
смерти двух или более лиц.
3) наличие причинно-следственной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта и наступившими общественно-опасными последствиями.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ является «специальным», то есть помимо общих признаков (отнесение к категории физических лиц, вменяемости, достижения возраста, установленного УК РФ) имеет место наличие специального признака — данное лицо обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в силу выполняемой работы или занимаемой должности (к примеру пилоты, бортмеханики, штурманы, диспетчеры и т.д.).
Субъективная сторона указанного состава преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде:
легкомыслия — лицо предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба вследствие нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта или отказа от выполнения своих обязанностей, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение;
или небрежности преступной — лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Особенности расследования авиационных происшествий и инцидентов
- Diplom777
- Криминалистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777