Готовность эмоционально-волевой сферы первоклассника к обучению в школе понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять мало привлекательные для ребенка учебные задания [32]. Т. И. Шульга выделяет следующие элементы структуры эмоционально-волевой готовности первоклассника [50]:
умение владеть своими эмоциями и сдерживать их;
целенаправленность поведения;
умение преодолевать трудности и препятствия при достижении целей;
дисциплинированность;
самостоятельность;
выдержка;
организованность.
Однако эмоциональное неблагополучие младшего школьника, вызванное эмоциональным напряжением во время учебной деятельности, проявляется такими последствиями, как потеря интереса к учебе, трудности общения с учителем и одноклассниками, снижение успеваемости [11].
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если первоклассник умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов [51].
Социально-психологический компонент готовности первоклассника к обучению определяется его потребностью в общении со сверстниками и умением подчинять свое поведение законам детских групп, а также способностью исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Этот компонент включает сформированность таких качеств, которые помогли бы ребенку общаться с одноклассниками и учителем, т.е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условиям и освоение новой социальной позиции [17].
Современная концепция готовности первоклассника к школьному обучению разработана Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадриковым на основе методологии системогенеза деятельности [48]. Согласно данной концепции, структура готовности младшего школьника к обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее компонентный состав определяется спецификой учебной деятельности и содержания образования на конкретном этапе обучения [28].
В психологической структуре учебной деятельности авторы выделили 5 функциональных блоков учебно-важных качеств (УВК) [30]:
личностно-мотивационный (определяют отношение первоклассника к школе и учению, желание или нежелание учиться);
принятие учебной задачи (определяют понимание задач, поставленных учителем, и желание их выполнять);
представления о содержании деятельности и способах их выполнения (отражает уровень элементарных знаний и умений первоклассника);
информационный блок готовности (определяет способность к восприятию, переработку и сохранение учебной информации);
управление деятельностью (определяют способность первоклассника к планированию, контролю и оценке собственной деятельности).
Согласно мнению авторов ситемогенетической концепции, уровень сформированности элементарной учебной деятельности первоклассника обусловливает успешность начала школьного обучения [16].
Таким образом, начало обучения в школе является для первоклассника качественно новым этапом в жизни ребенка, поэтому для успешной его адаптации необходимо, чтобы была сформирована психологическая (прежде всего мотивационный компонент) готовность к учебной деятельности, а также желание учиться. Все перечисленные компоненты психологической готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение первоклассника в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.
Особенности психологической подготовки ребенка кобучению в школе
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.