Когнитивные навыки — «искусство мышления» — развиваются в период юности и продолжают развиваться во многих других областях. Поразительно, что обычно молодые люди в возрасте от 14 до 15 лет разрабатывают свою собственную методологию мышления. Теперь они могут выполнять задачи, следуя плану, который ранее они не могли выполнить. Это становится очевидным, если на конкретный вопрос молодой человек сначала придет с несколькими ответами, оценит их, подумав, прежде чем принять решение о наилучшем из возможных решений.
период полового созревания способность мыслить и когнитивные способности становятся все более и более сложными. Это состояние также называют переходом к формальному операционному мышлению. Он включает в себя способность мыслить теоретические возможности и делать соответствующие выводы. В итоге это представляется следующим образом:
самого детства и до наступления половой зрелости молодой человек в отношении реальности озабочен только ее непосредственным воздействием.
Однако в подростковом возрасте молодой человек учится теоретизировать, каким может быть реальность при определенных обстоятельствах.