Стоит отметить, что не все представители административно-правовой науки признают некоторые из названных мер административно-предупредительными. Так, А. М. Бандурка постановку на учет и официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения относит к мерам административного пресечения. Д. Н. Бахрах к этим же мероприятиям причисляет административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Решить такой спор можно с помощью четкого определения цели, для достижения которой применяется то или иное мероприятие административного предупреждение.
Отметим также, что некоторым принудительным мерам свойственна двойная цель применения, что позволяет относить их как к группе мер административного предупреждения, так и к мерам административного пресечения (например, административный обзор).
Привести полный перечень предупреждения, во-первых, достаточно сложно по причине большого разнообразия направлений управленческой деятельности государства; а во-вторых, в этом нет необходимости, так как уже определены главные признаки мер административного предупреждения, с помощью которых достаточно легко можно определить принадлежность или, наоборот, непринадлежность определенных мер к административно-предупредительной деятельности уполномоченных государством субъектов власти. Необходимо также отметить, что интересам данного исследования отвечает не анализ всех существующих мер административного предупреждения и раскрытия их содержания, а определение этих мероприятий в общем виде и «наложения» на эту общую систему конкретных мероприятий механизма обеспечения законности их применения.
Таким образом, меры административного предупреждения являются одним из видов административного принуждения, применяемые соответствующими государственными органами в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они являются ограничениями административно-правового характера, административно-принудительными действиями в отношении граждан и других субъектов права.
Исходя из изложенного, под мерами административного предупреждения следует понимать действия уполномоченных органов или должностных лиц, направленные на принудительное обеспечение исполнения гражданских обязанностей перед обществом, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, борьбе с стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и ликвидацию их последствий.
§2. Административно-предупредительные меры в системе российского законодательства
Применение мер административного предупреждения регламентировано действующим законодательством.
Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:
— проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);
— осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
— производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;
— при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
— в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;
— осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;
— останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
— с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;
— производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.
Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей могут применять следующие административно-предупредительные меры:
— беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
— проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
— давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
— давать соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
— давать обязательные для исполнения предписания о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
— госпитализировать или иным образом изолировать больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
— временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
— проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан;
— вводить карантин в организациях и на других объектах.
Помимо перечисленных, к действующему законодательству можно отнести:
— Указ Президента РФ от 19.12.2018 N 728 «О некоторых вопросах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
— Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;
— Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и др.
Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы судебных приставов. Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.
Особенности производства по делам об административных правонарушениях в деятельности полиции
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.