М. В. Данилова связывает профессиональное самоопределение подростков с интеллектуально – личностными особенностями, особенностями общения в семье и особенностями образования. Автор отмечает значимую роль самооценки, коммуникативных, лидерских качеств и интеллекта в процессе профессионального самоопределения. Это говорит о том, что более высокий уровень развития личности является условием успешного формирования параметров профессионального самоопределения [11, c. 27].
Л. Д. Федорова в своем лонгиттюдном исследовании изучая ценностно-мотивационную структуру профессионального самоопределения приходит к выводу, что у подростков происходит формирование внутренней позиции взрослого человека с сознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего самостоятельно. Наибольшее воздействие на профессиональное самоопределение подростков имеет массовая, повседневная культура, поп — индустрия. Также автор выявила смыслы и ценности, которыми руководствуются подростки в своем профессионально-образовательном выборе. Так, в 2012 учебном году в мотивации профессионального выбора доминируют удовлетворенность от собственной деятельности и проявление своего таланта, качество образования имеет низкую ценность. В 2013 году главным являются благосостояние и высокооплачиваемая работа при условии получения хорошего образования. Можно сделать вывод, что процесс профессионального самоопределения подростков является отражением ценностей общества [42, c. 23].
О. А. Андриенко сравнивая особенности профессионального самоопределения обучающихся девятых и одиннадцатых классов, выяснила, что обучающиеся одиннадцатых классов более определены с выбором профессии. У 89% учащихся одиннадцатых классов и только у 52% девятых классов существует сформированный профессиональный план, т.е. выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора. Учащиеся одиннадцатых классов чаще выбирают профессию самостоятельно, а вот девятиклассники предпочитают в большей степени советы родителей и друзей. Также имеются различия, в выборе профессии. Так, девятиклассники выбирают такие профессии, как бухгалтер, экономист, врач, спасатель МЧС, военный, программист, медсестра, юрист, механик, газоэлектросварщик, педагог, энергетик, менеджер по продажам и др. А обучающихся одиннадцатых классов привлекают такие профессии как инженер, экономист, технолог, юрист, врач, маркетолог, журналист, геофизик, тренер, военный, электроэнергетик, пожарный, психолог, дефектолог, социолог, ветеринар и др. Мы видим, что все учащиеся ориентированы на достаточно престижные профессии и специальности, но при этом девятиклассники при выборе профессии практически не учитывают ее востребованность на рынке труда, а одиннадцатиклассники более информированы в этом вопросе [1, c. 127].
А. В. Деянова и Г. П. Юрьева в результате своего исследования приходят к выводу, что более чем 30% обучающихся десятиклассников имеют слабо выраженные профессиональные интересы. А у обучающихся одиннадцатых классов данный показатель составляет всего 7%. Т.е. у учеников одиннадцатых классов процесс профессионального самоопределения проходит успешнее [13].
Таким образом, мы видим, что процесс профессионального самоопределения подростков – это сложный и важный этап в жизни. Большинство обучающихся восьмых – девятых классов поверхностно относятся к выбору профессии, слабо осознают важность своего выбора. Более осознанное и ответственное отношение наблюдается у обучающихся десятых — одиннадцатых классов.
Особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.