В ТК ЕАЭС таможенным платежам посвящен II раздел. Непосредственно ввозная таможенная пошлина регулируется Таможенным кодексом в части исчисления, порядка и сроков уплаты, возврата (зачета) и взыскания. Договор о Евразийском экономическом союзе затрагивает вопросы, касающиеся порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, а также содержит положения о тарифных льготах.
Помимо Договора о ЕАЭС, положения о тарифных льготах содержатся в Решении Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза», которое устанавливает перечень конкретных товаров, освобождающихся от ввозной таможенной пошлины. Стоит обратить внимание на то, что в этом Решении говорится и о тарифных преференциях, порядок применения которых утвержден Решением Совета ЕЭК от 6 апреля 2016 г. № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза».
Согласно ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки « таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов» (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
В новом Федеральном законе РФ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тоже присутствуют статьи, касающиеся плательщиков пошлин и сроков уплаты, однако в этих статьях Закон ссылается на Кодекс ЕАЭС. Однако, отметим, что несмотря на тот факт, что в силу вступил новый Федеральный закон ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…», некоторые положения предыдущего Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», касающиеся таможенных пошлин не утратили силу, а именно положения о порядке и формах уплаты таможенных пошлин.
Говоря о порядке уплаты таможенных пошлин и налогов, обратимся к положениям ст. 61 ТК ЕАЭС, в которой закреплены в основном вопросы, связанные с местом их уплаты. Так, например, в п. 1 данной статьи установлено, что по общему правилу «таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и выпуска транспортных средств международной перевозки». Кроме того указано, что в случае наступления определенных в ТК ЕАЭС обстоятельств, уплата платежей производится на территории того государства-члена ЕАЭС, где были выявлены эти обстоятельства, либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения этих товаров через таможенную границу ЕАЭС (кроме случаев незаконного перемещения товаров с недостоверным таможенным декларированием). Сроки уплаты таможенных платежей также подробно регулируются статьями главы 8 ТК ЕАЭС, из анализа которых можно сделать основной вывод, что таможенные платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в той таможенной процедуре, условием которой является обязательная их уплата (детально нами данные вопросы будут рассмотрены в Разделе 2 работы).
Как правило, ввозные и вывозные таможенные пошлины и налоги уплачиваются в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором происходит выпуск товаров и они подлежат уплате (если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС либо двусторонними международными договорами государств-членов и их законодательством).
Достаточно много в ТК отсылочных норм к законодательству государств-членов ЕАЭС по вопросу уплаты таможенных платежей (например, то, что формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, а также момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) устанавливаются законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате).
В Разделе 2 (главы 6-12) ФЗ РФ № 289 детально прописаны все положения, связанные с таможенными платежами, их обеспечением, возвратом и т.д., в части, не урегулированной ТК ЕАЭС.
Итак, на основе проведенного анализа положений ТК ЕАЭС и иных нормативных правовых актов в данной сфере, можно сделать вывод о том, что таможенные пошлины связаны с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с помещением этих товаров под таможенные процедуры, с выполнением условий и требований таможенных процедур и порядка осуществления таможенных операций. При этом на размеры таможенных пошлин и налогов напрямую влияют такие важнейшие элементы таможенно-тарифной характеристики товаров как таможенная стоимость товаров, их классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД) и происхождение товаров, действующие меры таможенно-тарифного регулирования, меры защиты внутреннего рынка, тарифные преференции и льготы. Правовые нормы, регулирующие установление, исчисление, уплату, обеспечение и взимание таможенных платежей, образуют комплексный институт таможенных платежей, который входит в систему таможенного права. При этом, ставки ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, устанавливаются исключительно на уровне Евразийского экономического союза в Едином таможенном тарифе, а ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на уровне национальных законодательств государств-членов ЕАЭС.
Особенности применения таможенно-тарифного регулирования в зависимости от применяемых таможенных процедур.
- Алла Меркушева
- Таможенное дело

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Алла Меркушева
Мне 56 лет, преподаватель с 20-летним стажем работы. Я закончила филиал Российской таможенной академии, экономический факультет. За весь период работы написала более 20 научных статей, поэтому делюсь полученными знаниями не только со студентами, где преподаю, но и с учащимися, которые обращаются в компанию «Диплом777». Знаю, что это мое призвание, поэтому с удовольствием помогаю подрастающему поколению в их развитии и просвещении.