Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности применения рисуночных методов в консультированиии

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Они представлены в более концентрированном виде в двух его исследованиях: о работе «Моисей» Микеланджело (1914) и о Леонардо да Винчи (1910). Основываясь на предположениях о детстве Леонардо и фактах его биографии, излагает систему собственных представлений, применяя при этом понятия сублимации и нарциссизма как основы творчества великого художника. Фрейд также пытается анализировать работы Леонардо, стремясь прочесть в них проявления его невроза. Прежде всего, Фрейд интересуется, глубинными психодинамическими механизмами его творчества.
Психоанализ предложил новую концептуальную возможность для объяснения психологического механизма изобразительного искусства и его связи с неврозом. По Фрейду, творчество считается компромиссной формой удовлетворения сексуальной потребности, а потому им рассматривалось как вариант невроза и связывали с возвращением к инфантильному состоянию.
Карл-Густав Юнг также внес оригинальный вклад в формирование психоаналитических исследований искусства. Принципиальное значение имела разработка им теоретического положения аналитической психологии, которая связана с символообразованием и внутренним механизмом психической саморегуляции, которая проявляется в ходе творческой активности. Он рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее подходящий для выражения коллективного и личного бессознательного, более емкий и точный, чем слова. По его мнению, творческая активность ведет к разрешению внутрипсихических конфликтов за счет уравновешивания функций сознания «трансцендентной» функцией психики, которая связана с проявлениями коллективного бессознательного. Юнг также предложил собственную систему толкования символического образа.
Основываясь на юнгианской классификации характеров (типов ментальной активности), в своей работе «Образование посредством изобразительного искусства» британец Г. Рид (Read H., 1962) предпринимает попытку описать типы художественной экспрессии, которые, по его мнению, можно обнаружить в истории изобразительного искусства:
1) Реалистическо-натуралистический стиль, который характеризует достоверную передачу объектов окружающей среды. Данный стиль основан на преобладающей активности сенсорной системы, чувственного восприятия.
2) Идеалистическо-романтический стиль, представлен, в частности, в сюрреализме, «искусстве воображения» (искусстве мистиков, визионеров) и характеризуется тем, что творческий процесс начинается с восприятия реального объекта, но затем его преобразует, либо отрывается от них и формирует особенную реальность. Данный стиль отображает ментальную активность.
3) Экспрессивный стиль, который характеризует стремление автора передать картину собственных переживаний, превалированием эмоциональной нагрузки художественной работы, а не то, с чем оно связано. Этот стиль связан преимущественно с эмоциональным процессом, аффектом.
4) Интуитивный, абстрактный стиль, по мнению Г. Рида, отрицает любую имитацию реальности, основан на формальной репрезентации массы, пространства, звука и цвета и проявляется в кубизме, абстракционизме. Данный стиль отображает активность интуитивного начала [16, с. 21].
Примерно к середине ХХ века, прежде всего, в англоязычных странах, активно начинают развиваться новые, подходы, связанные с психоанализом, которые основаны на терапевтическом использования изобразительного творчества. Так, благодаря участию в аналитической психотерапии и работе в психиатрической клинике в 1940-е гг. американка Маргарет Наумбург создает собственный метод динамически-ориентированной арт-терапии. Итоги данной работы описаны ею в книге «Изучение свободной художественной экспрессии детей с нарушениями поведения в качестве средства диагностики и лечения» (Naumburg M., 1947). По мнению М. Наумбург, изобразительная техника также может применяться психиатром в качестве проективного инструмента диагностики. Когда человек в результате занятий начинает свободно выражать свои фантазии и преодолевает неуверенность, страхи и потребности, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом «языке» образов.
Частная психиатрическая клиника братьев Меннингеров стала одним из центров развития психоаналитического исследования искусств и его применения в послевоенный период в терапевтических целях, на базе которой начинали свою деятельность некоторые пионеры американской арт-терапии.
Некоторые арт-терапевтические школы, в частности, британская, сохраняют близкую связь с психоанализом с его акцентом на символической экспрессии как главное средство изучения бессознательного и особом «инструменте» коммуникации специалиста и клиента, которые затрагивают различный уровень психической динамики. Именно с психоанализом, а наиболее широко, с психодинамическим подходом, в этой и некоторых других государствах связаны подходы к психодиагностике на базе изучения продуктов изобразительной деятельности.
Несмотря на постепенное уменьшение популярности психоанализа, его роль в применении психодиагностического потенциала изобразительной деятельности существенна. Именно благодаря психодинамическому подходу было исследовано возрастная особенность художественной экспрессии (Kramer E., 2000, 1971; Lowenfeld V., 1947, 1939), распространилось представление о внутреннем содержательном богатстве символической, визуальной некорректности и экспрессии ее толкование без учета контекста психотерапевтического отношения.
Если клинико-психиатрический (биомедицинский) подход к психодиагностике на основе исследования продуктов изобразительной деятельности обнаруживает свою максимальную востребованность в области «большой психиатрии», т.е., в лечении и диагностике более трудных психических заболеваний, чем неврозы, то личностно-ориентированный, психодинамический подход более востребован в «малой психиатрии».
Таким образом, с начала ХХ в. предпринимались попытки осмысления творчества пациентов и выдающихся художников, рядом с представителями психоаналитического подхода. З. Фрейд посвятил ряд работ исследованию природы изобразительного творчества и искусства известных художников. Карл-Густав Юнг также внес оригинальный вклад в формирование психоаналитических исследований искусства. Некоторые арт-терапевтические школы сохраняют близкую связь с психоанализом с его акцентом на символической экспрессии как главное средство изучения бессознательного.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.