Детям на занятиях дают готовые образцы планов (схема, рисунок). После составления планов проходит закрепление материала на практике. Дети учатся самостоятельно проводить неложные опыты, придумывать сказки, составлять описательные рассказы об объекте, используя план рассказа, составлять собственные планы действия (сюжетно-ролевой игры, разговора по телефону, путь от детского сада до дома и т.д.).
Работа по алгоритму делает познавательную деятельность детей управляемой и контролируемой. Частое использование алгоритма создаёт условия для развития умения обобщать, развивает логику в суждениях. Применение алгоритма помогает педагогу и отлично влияет на результат, двигает детей на создание продукта.
Автор Н.Н. Подьяков, указывает, что планирование дошкольниками своей деятельности является важным фактором саморазвития и самодвижения детского мышления на определенных этапах развития ребенка [Знак, 2008].
А.З.Зак выделяет два типа планирования: поисковое и нормативное. По его мнению, поисковое планирование «мысленное экспериментирование, проигрывание, связанное с поиском лучшей организации решения задачи» [Знак, 2008].
Развитие умения планировать способствует:
— умения составлять план;
— умения ставить цель;
— мотивации;
— познавательных процессов;
— умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;
— умения составлять рассказ;
— развитию собственной самооценки. [Талызина, 2010]
Для эффективного развития поискового планирования у детей разработана методика педагогической диагностики, в виде интеллектуально – игровых задач «Лабиринты», «Почтальон» (методика А.З.Зак).
Одно из важных умений экспериментатора — уметь строить предположения, выдвигать гипотезы. В этом процессе необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а вместе с тем и личностные качества — решительность и смелость. Гипотезы появляются в результате логичных рассуждений и как итог интуитивного мышления.
Гипотеза (древнегреческого — hypothesis) — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений [Ушакова, тол. сл.]. Дети часто высказывают различные гипотезы по поводу того, что слышат, видят, чувствуют. Много интересных предположений возникает в результате поиска ответов на собственные вопросы. Например, книга К.И. Чуковского «От двух до пяти» содержит любопытные наблюдения — построение новых слов и речевых оборотов. С этими гипотетическими толкованиями слов, с процессом создания собственных слов всегда сталкиваются все, кто общается с малышами.
Выдвижение гипотез, предположений — важное интеллектуальное умение, обеспечивающее исследовательский поиск и развитие исследовательской деятельности.
С детьми можно потренироваться в умении выдвижении гипотез: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Дети не пришли в детский сад, потому что…?», «Вите запретили смотреть телевизор, почему?», также существует методика (модификация А.И.Савенкова). В нашей работе она также использована.
В процессе экспериментальной деятельности дети учатся делать выводы, умозаключение. Умозаключение — наивысший уровень мыслительной деятельности, включающий в себя ряд операций, зависимых от единой цели, его формированию следует уделять особое внимание.
На основе имеющегося знания ребенок приходит к новому знанию, т. е. знание добывается опосредованно через знание, в этом и заключается достоинство умозаключения. Для формирования умения делать выводы, умозаключения есть дидактические упражнения: «На что похожа тень (старый автомобиль, подъемный кран, рваный башмак) …?», «Назовите предметы, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)». И методика: «Умозаключения» (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.).
Е.А. Васянова отмечает, что большинство авторов рассматривают три основных группы педагогических условий для формирования исследовательских умений детей:
— учет возрастных индивидуальных особенностей детей, использование адекватных методов обучения;
— мотивированность исследовательской деятельности дошкольников за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения к самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности детей;
— специфика деятельности педагога, реализующего позицию организатора исследовательской деятельности, включиться в сотрудничество и сотворчество с детьми, обладать творческим потенциалом для организации поисково-исследовательской деятельности детей в соответствии с тематикой, возрастными и индивидуальными особенностями детей. [Васянова, 20174 с. 28]
Особенности прекращения уголовного преследования в уголовном процессе
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.