Следующая проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Ученые пришли к выводу, что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более острой форме. Неблагополучные показатели здоровья детей связаны, прежде всего, с низкой медицинской активностью матери (отца). Основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличие вредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п. [20].
Специфика воспитания в рамках неполной семьи детерминирована особенностями внутрисемейных отношений, проблемами, зарождающимися в процессе ухода одного из родителей, что отражается и на построении детско-родительских отношений.
С позиции Д. Журавлева, родителям — одиночкам мешают воспитывать своих детей загруженность на работе, неорганизованный быт, низкий уровень педагогической культуры родителей [9].
Исследовать акцентирует внимание и на том, что у детей, воспитывающихся в неполных семьях, отмечается проявление следующих проблем:
снижение успеваемости;
проблемы с дисциплиной;
повышенная потребность во внимании со стороны взрослого;
склонность к агрессии;
проявление конфликтности и т.д.
Г. Филиппова выделяет шесть наиболее типичных ошибок, которые возникают в процессе воспитания детей в неполной семье:
гиперопека;
отстраненность родителя от воспитания ребенка, забота о материальном положении семьи;
запрет родителя на общение ребенка со вторым родителем;
двойственное отношение к ребенку, выражающееся то в чрезмерной любви, то в приступах раздражения;
желание сделать ребенка образцовым;
отстраненность родителя от ухода за ребенком и его воспитания [22].
Возможности воспитания в неполной семье ограничены затруднением контроля и надзора за детьми; отсутствие одного из родителя лишает детей возможности познакомиться с разными вариантами семейных взаимоотношений и влечет за собой односторонний характер психического развития.
По мнению И.Ф. Дементьевой практически все дети из неполных семей воспитываются без отца, по причине ухода его из семьи. Матери очень сложно сдерживать и скрывать свое негативное отношение к отцу; ее неприязнь довольно часто бессознательно отражается на их общем ребенке. Возможен и другой вариант, когда мать выступает в роле невинной жертвы, в которой оказался ребенок. Тем самым она старается с избытком восполнить недостаток родительской заботы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка [цит.по: 12].
Как отмечает А.А. Ласкина, в монородительских семьях дети лишены примера отношений мужчины и женщины в семье, что тем самым отрицательно влияет на их социализацию и подготовленность к будущей собственной семейной жизни. Так же воспитание не может быть полноценным, если дети из отцовских неполных семей лишены материнской любви и ласки [14].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания отражается на формировании личности ребенка. Отсутствие одного из родителей, приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Особенности представления о семье и браке у людей воспитанных в неполных семьях
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.