Контроль за расходами бюджета является одной из основных задач государственного финансового контроля. Этот контроль происходит как на третьей, так и на четвертой стадии бюджетного процесса – на стадии подведения итогов исполнения бюджета и охватывает значительную часть деятельности контролирующих органов. Данный вид контроля осуществляет значительное число контролирующих органов. Это и контрольно-счетные органы, и финансовые органы, и специально созданные контрольные органы в системе исполнительной власти. На этом этапе происходит проверка эффективности использования бюджетных средств, их адресности, целевого характера; осуществляется проверка бюджетной дисциплины субъекта контроля, выявляются противоправные действия.
Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет следующие специальные методы осуществления государственного финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Проверка – один из основных методов финансового контроля, который предусматривает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, в целях выявления нарушений финансового законодательства.
В отличие от других методов финансового контроля, проверка проводится исключительно на объекте исследования с целью точной проверки учетных данных и их соответствие с материальными ценностями.
Ревизия охватывает широкий спектр целей и задач, достигаемых в процессе ее реализации. Ревизия, по мнению Т. А. Пожар, – это «наиболее действенная форма последующего контроля. Ее основная цель – изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций».
Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу финансовой информации в ходе обследования финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, с целью выявления целесообразности проведения проверки или ревизии.
Санкционирование операций – это совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения. Изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, данный метод финансового контроля закреплен законодательно и в большей степени относится к деятельности органов осуществляющих исполнение бюджетов всех уровней.
Некоторые исследователи относят к методу финансового контроля аудит, определяя его главной целью – установление достоверности балансовой, бухгалтерской отчетности, на проверяемых организациях и проверка соответствия совершенных операций данными организациями законодательным нормам.
Выделение этих методов законодательно произошло сравнительно недавно и на наш взгляд имеет ряд недостатков. В частности, отсутствует нормативное закрепление метода, позволяющего в полной мере осуществлять оперативный государственный финансовый контроль за исполнением бюджета, который можно было бы поименовать как мониторинг или наблюдение.
Кроме того, спорным является выделение в качестве самостоятельного метода государственного финансового контроля такого метода как санкционирование операций, который фактически является проверкой в том понятии, которое дает Бюджетный кодекс РФ, то есть изучение законности отдельной финансовой операции и последующим совершением разрешительной надписи. То есть отличие метода «санкционирование операций» от метода «проверка» только в документальном оформлении результата (результат проверки оформляется самостоятельным документом – актом).
Таким образом, этот вопрос также требует теоретической, методологической и нормативной доработки. Методическим обеспечением процесса государственного финансового контроля является совокупность разного рода регламентов, методических рекомендаций, стандартов финансового контроля.
Особенности организации государственного финансового контроля в зарубежных странах
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.