Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности организации государственного финансового контроля в зарубежных странах

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Контроль за расходами бюджета является одной из основных задач государственного финансового контроля. Этот контроль происходит как на третьей, так и на четвертой стадии бюджетного процесса – на стадии подведения итогов исполнения бюджета и охватывает значительную часть деятельности контролирующих органов. Данный вид контроля осуществляет значительное число контролирующих органов. Это и контрольно-счетные органы, и финансовые органы, и специально созданные контрольные органы в системе исполнительной власти. На этом этапе происходит проверка эффективности использования бюджетных средств, их адресности, целевого характера; осуществляется проверка бюджетной дисциплины субъекта контроля, выявляются противоправные действия.
Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет следующие специальные методы осуществления государственного финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Проверка – один из основных методов финансового контроля, который предусматривает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, в целях выявления нарушений финансового законодательства.
В отличие от других методов финансового контроля, проверка проводится исключительно на объекте исследования с целью точной проверки учетных данных и их соответствие с материальными ценностями.
Ревизия охватывает широкий спектр целей и задач, достигаемых в процессе ее реализации. Ревизия, по мнению Т. А. Пожар, – это «наиболее действенная форма последующего контроля. Ее основная цель – изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций».
Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу финансовой информации в ходе обследования финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, с целью выявления целесообразности проведения проверки или ревизии.
Санкционирование операций – это совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения. Изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, данный метод финансового контроля закреплен законодательно и в большей степени относится к деятельности органов осуществляющих исполнение бюджетов всех уровней.
Некоторые исследователи относят к методу финансового контроля аудит, определяя его главной целью – установление достоверности балансовой, бухгалтерской отчетности, на проверяемых организациях и проверка соответствия совершенных операций данными организациями законодательным нормам.
Выделение этих методов законодательно произошло сравнительно недавно и на наш взгляд имеет ряд недостатков. В частности, отсутствует нормативное закрепление метода, позволяющего в полной мере осуществлять оперативный государственный финансовый контроль за исполнением бюджета, который можно было бы поименовать как мониторинг или наблюдение.
Кроме того, спорным является выделение в качестве самостоятельного метода государственного финансового контроля такого метода как санкционирование операций, который фактически является проверкой в том понятии, которое дает Бюджетный кодекс РФ, то есть изучение законности отдельной финансовой операции и последующим совершением разрешительной надписи. То есть отличие метода «санкционирование операций» от метода «проверка» только в документальном оформлении результата (результат проверки оформляется самостоятельным документом – актом).
Таким образом, этот вопрос также требует теоретической, методологической и нормативной доработки. Методическим обеспечением процесса государственного финансового контроля является совокупность разного рода регламентов, методических рекомендаций, стандартов финансового контроля.

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.