И.С. Кон описывает «Я» как активное, творческое, интегративное начало, позволяющее человеку осознавать себя и регулировать свое поведение. Автор подчеркивает двойственность «Я»: активное «Я» как субъект мышления (эго) и «Я» как объект восприятия (образ «Я»). Образ «Я» определяется И.С. Коном не только как отражение в форме представлений или понятий, но и как социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой [15].
И.С. Кон выделяет четыре уровня формирования образа «Я». Во-первых, неосознанные установки, представленные в переживаниях; во-вторых, осознание и оценка отдельных своих качеств в их целостности; в-третьих, интеграция в общую систему ценностей человека; и, в-четвертых, осознание своих жизненных целей и средств для их достижения [21, c. 120].
Е.И. Исаев, И.С. Кон, В.И. Слободчиков и другие описывают характеристики образа «Я»: когнитивная сложность и дифференцированность; выраженность и состав образа «Я»; внутренняя согласованность; устойчивость во времени; отношение к себе [15].
В.С. Мухина представляет пятикомпонентную структуру образа «Я»: во-первых, имя собственное с индивидуальными характеристиками человека (идентифицированное с телесной индивидуальностью); во-вторых, притязания на социальное признание; в-третьих, половая идентификация; в-четвертых, психологическое (индивидуальное) время личности; в-пятых, долг и права личности [19, c. 34].
Две функции образа «Я» выделены в работах Д.А. Ошанина. Когнитивная функция образа «Я» заключена в хранении сведений, она позволяет выявить полезные свойства объекта. Оперативная функция образа «Я» – отражение преобразуемого объекта. Д.А. Ошанин подчеркивает двойственность назначения образа «Я»: как инструмента познания и как регулятора действия [1].
В теории В.С. Мерлина выделено четыре составляющих части образа «Я», являющиеся частями процесса развития: сознание тождественности, самосознание, осознание своих психических свойств, социально-нравственная самооценка [9, c. 55].
Исходя из анализа зарубежных и отечественных исследований, А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова подчеркивают, что образ «Я» есть структура, которая реализует функцию регуляции поведения человека в определенных условиях. Образ «Я» включает такие компоненты как ведущие жизненные смыслы, когнитивную, аффективную и конативную составляющие. Ведущие жизненные смыслы обусловливают выбор человеком направления развития и самореализации. Когнитивный компонент описывает физические и психологические личностные качества. Аффективный компонент представлен актуальным психическим состоянием человека. Конативный компонент определяется ведущим стилем деятельности индивида [1].
Образ «Я» выступает и как предпосылка, и как следствие социального взаимодействия человека. Фактически индивид обладает множеством «образов Я». В определенных ситуациях взаимодействия с социумом одни из них выходят на первый план самосознания, а другие как бы уходят в тень. Образ «Я» есть динамическое образование личности [17].
Особенности образа «Я» в период молодости
- Ирина Казакова
- Биология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Казакова
Меня зовут Ирина, мне 38 лет, я закончила НТГСПИ, факультет естествознания, математики и информатики. На данный момент работаю в колледже, преподаю студентам биологию и естествознание. В свободное от работы время я помогаю студентам на сайте «Диплом777» в написании контрольных и курсовых работ. очень люблю свою работу за возможность обучать, учиться самой и делиться своими знаниями со студентами в любое время (благодаря вашей компании).