Особенности научно-популярного подстиля (на примере издания «Достающее звено» Станислава Дробышевского) - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Особенности научно-популярного подстиля (на примере издания «Достающее звено» Станислава Дробышевского)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

М.Н. Кожина, говоря о научно-популярном стиле как подстилевой разновидности научного стиля, отмечает, что литература данного стиля «сохраняет основные специфические особенности, характерные для научного стиля: в научно-популярной литературе  излагаются знания, добытые в сфере научной деятельности; содержание научно-популярной литературы в основном то же, что и в собственно научной литературе» (Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А., 2008, 112).
Она также выделяет основные черты, присущие научно-популярному подстилю:
подробность изложения научных данных;
раскрытие всех возможных общих положений на конкретных примерах;
намеренное подчеркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами;
стремление избегать широкого использования терминов, а при необходимом употреблении непременно разъяснять их значение;
«умеренная концентрация» научных фактов и материала исследования (достигается использованием различных параллелей и «вставок» не собственно научного содержания);
использование разнообразных приемов (в том числе речевых) активизации внимания читателя;
стремление к оригинальности, нешаблонности выражения (Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А., 2008, 118).
Соглашаясь с М.Н. Кожиной, другой исследователь функциональности стилей, – В.Е.Чернявская, добавляет, что противопоставление «популяризаторских» тексты академическим научным произведениям возможно, но только в рамках научного стиля.
Другие ученые – такие, как М.К. Милых, Н.Н. Маевский, Н.Я. Сердо-бинцев, Г.А. Васюченко – напротив, рассматривают научно-популярный стиль текста с точки зрения его независимости, выделяя его в отдельный функциональный стиль. По их мнению, задачи и цель общения, характер взаимоотношения между автором и читателем, а также содержание сообщения являются достаточными основаниями для этого (Хомутова Т.Н., Петров С.Г., 2013, 38).
Э.А. Лазаревич, например, утверждает, что научно-популярный стиль вполне можно считать самостоятельным функциональным стилем, поскольку его типологические признаки не совпадают с признаками научной литературы. По его мнению, «близость некоторых черт научно-популярной литературы и литературы других типов не дает основания говорить о типологической неопределенности первой. Ее подобие другим всегда четко выражено и ограничено. Так, частично совпадая  по тематике с научной литературой, научно-популярная отличается от нее целевой установкой и читательской аудиторией. Имея некоторую читательскую общность с художественной литературой, научно-популярная не совпадает с ней по тематике и целевой установке» (Лазаревич Э.А., 1984, 297).
Что касается упомянутой целевой установки, то, как указывает В.Е. Чернявская, целью научно-популярного текста является «массовое распространение и популяризация определенных научных сведений. Научно-популярный тип текста отличается от остальных по своим целям, содержательному наполнению, характеру адресата, к которому они обращены» (Чернявская В.Е., 2007, 36). 
Таким образом, если рассматривать научно-популярный стиль в качестве разновидности научного стиля, необходимо помнить о том, что в нем сохраняются основные отличительные черты научного стиля (репрезентация знаний научного характера, структура плана содержания самих текстов и т.д.) Кроме того, вышеупомянутая совокупность экстралингвистических факторов, образующих научно-популярный стиль, отличается от аналогичных факторов в научном стиле только наличием адресата, не являющегося специалистом в данной области знания. Как уже было сказано, основная разница между данными стилями состоит в более частных коммуникативных задачах, присущих научно-популярному подстилю. Прежде всего, это выражается в стремлении донести научную информацию как можно более доступно и даже увлекательно, устанавливая контакт с читателем. При этом, как пишет Т.Н. Хомутова, речевые единицы научного стиля «модифицируются, часто превращаясь в свою противоположность, такие черты научного стиля, как отвлеченность и обобщенность,  отсутствие образности и скрытая эмоциональность, объективность и безличность изложения» (Хомутова Т.Н., Петров С.Г., 2013, 39).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что некоторые элементы собственно научной речи присутствуют и в научно-популярном тексте. К таковым относятся, прежде всего, общенаучная лексика и термины, однако их функционирование несколько отличается.
Таким образом, принимая во внимание наличие вышеуказанных черт научно-популярного текста, совпадающих с чертами научного стиля, а также несколько видоизмененных вторичных экстралингвистических факторов, за основу в данном исследовании будет принята точка зрения ученых первой группы, определяющих стилевой аспект научно-популярного текста как под-стиль единого научного стиля.

Пётр Прохоров
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜