Многие виды производства носят крупносерийный или мастный характер. В целях сокращения издержек производства изготовители, минимизирую производственные запасы, часто принимают схему, когда комплектующие изделия запускаются в производство сразу же после поступления на предприятие. В целом, любое предприятие должно стремиться сократить долю брака в своем общем выпуске продукции. В соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001 должны быть разработаны на каждом предприятии документированные процедуры, по дробно описывающие процессы управления и однозначно устанавливающие лиц, ответственных за работу с некачественной продукцией .
Рис 1. Действия по снижению проблем с качеством продукции
Отметим, что задачами учета и анализа качества продукции и поиска брака являются:
— объективный анализ причин несоответствий и установление вида (выпуск ;предупреждающее действие; корректирующее действие; разрешение на отклонение; разрешение на отступление; коррекция; утилизация бракованной продукции; ремонт; снижение градации; переделка; дефект; требования; несоответствие показателям качества продукции; соответствие несоответствия и виновников.)
— возможность анализа их причин по производственным подразделениям, заказам предприятия;
— определение потерь от выявленных несоответствий и возмещение ущерба в пределах, установленных законом.
На предприятиях устанавливаются конкретные требования для записей некачественной продукции. Организации должны поддерживать в рабочем состоянии записи о несоответствиях, действиях по их исправлению, а также любых требуемых внутренних или внешних их подтверждениях. Требуется документированная процедура, чтобы быть уверенным, что продукция, которая не отвечает требованиям, идентифицируется и управляется с целью предупреждения её непреднамеренного использования.
Организация должна рассмотреть документирование процесса, определяющего, как она может распорядиться некачественной продукцией и, если целесообразно, исправить несоответствия. Такая документация может быть представлена как отдельная процедура или часть комплексной процедуры по решению проблем несоответствия .
Организация также должна рассмотреть подготовку документированной процедуры, обеспечивающей решение проблем, возникших в результате выявления некачественной продукции после поставки или использованием потребителем.
И, наконец, документированные процедуры должны описывать связи с потребителями и, если необходимо, обстоятельства, вызвавшие необходимость рассмотрения предложения по исправлению некачественной продукции. Такая документация может быть представлена как отдельные процедуры или часть комплексной процедуры по решению проблем несоответствия.
Важным моментом в доказательстве поставщиком способности к качеству является документация системы качества.
В процессе изучения и управления качеством продукции необходимо обеспечить средства для сбора данных:
— нужны средства для предоставления данных;
— необходимо применение статистических методов обработки данных;
— необходимы знания теории общего менеджмента;
— применение теории мотивации и межличностных отношений;
— нужны расчеты экономистов;
— необходимо системно анализировать процесс производства;
— необходимо планировать и управлять в соответствии с планом.
Результаты такого анализа могут быть использованы для улучшения качества по следующим направлениям:
— удовлетворенности потребителей;
— удовлетворенности других заинтересованных сторон;
— вклада поставщиков;
— успешного достижения целей по улучшению деятельности;
— сравнимости своей деятельности с лучшими достижениями;
— конкурентоспособности.
Анализ данных по качеству продукции и контролю за ним вводится на этапах жизненного цикла продукции:
— при входном контроле;
— на стадиях изготовления продукции;
— при хранении.
Таким образом, Для результативной оценки руководством деятельности организации в целом необходимо обобщить и проанализировать данные и информацию, полученные от всех подразделений организации.