Преграды, обусловленные восприятием, основаны на том, что именно восприятие определяет реальность для индивидуума. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их среде, а на то, как они это воспринимают. Разобравших в факторах, влияющих на восприятие, и учитывая их в процессе коммуникации, можно преодолеть многие барьеры, обусловленные восприятием и препятствующие эффективным коммуникациям.
Один из таких барьеров возникает из-за конфликта между сферами деятельности отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного ими опыта.
Расхождения, обусловленные сферой деятельности, часто приводят к тому, что люди воспринимают информацию избирательно, с учетом своих интересов, потребностей, эмоционального состояния и условий среды. Эта характеристика человеческого существа очень важна для коммуникаций. Она означает, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть физически полученного ими сообщения. Проблемы коммуникаций в разных сферах в значительной мере обусловлены различием интерпретации людьми получаемых ими сообщений, в результате чего идеи, закодированные отправителем, искажаются и понимаются получателем не в полной мере.
Информация, противоречащая нашему опыту или ранее установившимся понятием, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается с учетом этих знаний. Исследования в этой области подтвердили тенденцию к восприятию людьми проблем чуждых сфер деятельности с учетом собственных базовых суждений, сформировавшихся в их конкретных сферах деятельности.
Еще одна причина проблем восприятия в процессе коммуникаций заключается в наличии барьеров, обусловленным отношением (установками). Отношение сильно влияет на восприятие и поведение людей. Позитивные или негативные чувства друг к другу определяют, насколько частыми будут будущие контакты и стиль общения. Исследования показали, что в позитивной атмосфере точность информации, которой обмениваются люди, увеличивается. Чем более открыто и честно ведет себя один или оба из участников коммуникации, тем большее удовлетворение они испытывают.
Семантические барьеры ответственны за достижение понимания сообщения. Общаясь с другими, мы пытаемся обменяться информацией и добиться ее понимания путем использования символов: слов, жестов, интонации. В процессе коммуникации люди обмениваются именно символами, вербальными и невербальными. Семантика — это наука, изучающая способы использования слов и передаваемые ими значения. Поскольку слова как символы могут для разных людей иметь разные значения, то, что хотел сообщить отправитель, не всегда будет интерпретировано так же получателем.
Семантические вариации часто приводят к недопониманию, поскольку во многих случаях довольно сложно понять, какое именно значение было присвоено символу отправителем. Символы не имеют исходного фиксированного значения. Их значение человек понимает, исходя из своего опыта, и оно варьируется в зависимости от контекста, т.е. ситуации, в которой использован символ. Так как каждый коммуникационный контакт отличается от множества других, никогда нельзя быть уверенным, что получатель присвоит символу то же значение, что и отправитель.
Особенно ярко семантические барьеры проявляются в многонациональной среде. Например, компания General Motors, выведя на латиноамериканский рынок новую модель Chevi Nova, так и не дождалась ожидаемой прибыли. Проведя исследование, фирма установила, что слово nova на испанском языке означает «не едет».
Хотя для кодирования идей, предназначенных для передачи, используются, прежде всего, вербальные символы, сообщения передаются и невербальными путями. К ним относятся любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача осуществляется одновременно с вербальной и может усиливать либо изменять смысл слов. Зрительный контакт, улыбка, нахмуренные брови, напряженное выражение лица — все это примеры невербальных коммуникаций. К ним относятся и жесты: указание на что-то пальцем, прикрытие рта рукой, прикосновение и т.д.
Еще одна форма невербальных коммуникаций — то, как человек произносит слова (интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.д.). Исследования показали, что большой процент устных коммуникаций воспринимается именно через язык жестов и интонации. В своей книге «Невербальная коммуникация» А. Мехрабиан утверждает, что 55% сообщений люди воспринимают через выражение лица, позы и жесты; 38% — через интонации и голосовые модуляции. Это означает, что на долю слов как таковых приходится всего 1% значения.
Как и в случае с семантическими барьерами, при невербальных коммуникациях серьезной преградой часто становятся культурные различия. Например, взяв у японца визитку, надо внимательно прочесть все данные на ней и показать, что вы это сделали; положив ее сразу в карман, вы укажете ему, что не считаете его важной персоной. Другой пример: американцы часто с большим недоумением реагируют на невозмутимость собеседника, но у русских и немцев не принято часто и просто улыбаться.
Еще одним барьером на пути межличностных коммуникаций является отсутствие обратной связи, которая позволила бы определить, действительно ли сообщение понято получателем в исходном смысле. Также эффективные коммуникации требуют, чтобы человек был одинаково точен как при отправке, так и при приеме сообщения. Для этого надо уметь слушать. Но немногие люди умеют делать это максимально эффективно. Например, российская система образования уделяет много внимания навыкам чтения, письма и счета, но сводит умение слушать к развитию навыка не перебивать собеседника.
Особенности коммуникации в различных сферах общества ( в экономике, политике, управлении, культуре, социальной
- Николай Пахомов
- Маркетинг
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Николай Пахомов
Закончил СПбГУП, факультет журналистики. В университете преподаю около 20 лет, являюсь доктором наук. Поскольку нагрузка на основной работе небольшая, я решил помогать студентам в компании «Диплом777». Выполняю заказы по написанию дипломных и курсовых проектов. На сайте зарегистрирован с 2015 года.