У детей младшего дошкольного возраста, как отмечает Л. К. Яковлев, значительно расширяется область познания. Она, по мнению автора, выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребенок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т.д. [25, с. 82].
Развитие мышления ребенка младшего дошкольного возраста неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника все большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребенок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребенок впервые узнает при помощи слова [25, c. 82]. Эти предметы, как правило, выступают своеобразной основой дальнейшего развития мышления ребёнка.
Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребенком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом. Если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях о ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
Как отмечает О. С. Гребенюк, у детей младшего дошкольного возраста, вторая сигнальная система, составляющая физиологическую основу мышления, успешно функционирует и развивается лишь в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой [7, c. 101].
В этом возрасте дети могут усвоить известные сведения о физических явлениях (превращение воды в лед и наоборот, плавание тел и проч.), познакомиться также с жизнью растений и животных (прорастание семян, рост растений, жизнь и повадки животных), узнать простейшие факты общественной жизни (некоторые виды труда людей).
При организации соответствующей воспитательной работы область познания дошкольником окружающего значительно расширяется. Он приобретает ряд элементарных понятий о широком круге явлений природы и общественной жизни. Знания дошкольника становятся не только более обширными, чем у ребенка раннего возраста, но и более глубокими. Ребенок начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений. Эта особенность мышления дошкольника ярко обнаруживается в бесконечных вопросах «почему?», «зачем?», «отчего?», которые он задает взрослым.
Мышление детей в младшем дошкольном возрасте, характерно тем, что дети начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям. В этом возрасте ребёнок начинает размышлять о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребенок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях [10, с. 105].
Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребенком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое-либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку). В процессе решения подобных задач ребенок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определенным выводам или заключениям. Так, по мнению В. О. Синельникова, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений [20]. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности. Видя, как поливают растение, ребенок приходит к выводу, что игрушечного мишку тоже нужно поливать, «чтобы он лучше рос». Зная, что детей иногда наказывают за плохое поведение, он решает, что нужно побить крапиву, «чтобы она в другой раз так больно не жглась». Однако, знакомясь с новыми фактами, в частности, с фактами, не совпадающими с его выводами, выслушивая указания взрослого, дошкольник постепенно перестраивает свои рассуждения в соответствии с действительностью, научается более правильно их обосновывать, избегая ошибок и противоречий.
Об активности мышления детей красноречиво говорят их вопросы, которых очень много. Первые вопросы порождаются затруднениями в практических действиях ребенка (сломалась игрушка, не крутится колесо машины, не достать мяч из-под дивана). Ребенок спрашивает, как достать, что делать. Затем дошкольник, пытаясь приобщить взрослого к своей игре, спрашивает, как построить плотину на ручейке, почему не получается, где взять что-либо и пр. [17, с. 42].
Наглядно-действенное мышление у детей младшего дошкольного возраста связано в первую очередь с непосредственным взаимодействием с предметами.
Рассмотрим виды и формы мышления, которые начинают развиваться у детей младшего дошкольного возраста. в этот период начинает активно развиваться наглядно-действенное и образно-логическое мышление. В 4 года ребёнку свойственно сначала думать, а затем действовать. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Ребёнок внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения образно-логического наглядно-действенного мышления.
В младшем дошкольном возрасте мышление имеет форму суждения. ребёнок на данном возрастном этапе ребёнок способен рассуждать об объектах, предметах и. т. д., обсуждать их цвет, размер, форму, высказывать мнение о них. Например, «снег белый», «дерево зелёное», «солнце яркое» и т. д.
Таким образом, мышление у детей дошкольного возраста, характеризуется тем, что 1. ребёнок начинает, в наибольшей степени, размышлять, основываясь больше на представлении отдельных предметов, чем на их восприятии. 2. ребёнок уже отличается способностью решать отдельные мыслительные задачи. 3. ребёнок уже имеет способность мысленно связывать один предмет с другим. Это свидетельствует об активном развитии мышления ребёнка в данном возрастном периоде, что оказывает положительное влияние на общее развитие ребёнка.
Особенности исследования мышления как познавательного процесса . Курсовая по психологии
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.